Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Профессиональная адаптация студентов колледжа как компонент социальной адаптации

    - Профессиональная адаптация студентов колледжа как компонент социальной адаптации

    Профессиональная адаптация студентов колледжа как компонент социальной адаптацииЛыгина Валентина Николаевна
    преподаватель специальных дисциплин,
    председатель предметно-цикловой комиссии специальности «Библиотековедение»
    ГОУ СПО Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций

    Адаптация студентов к будущей профессиональной деятельности – одна из самых актуальных проблем, в решении которой заинтересована система профессионального образования. Способность адаптироваться можно назвать одной из особенностей личности человека, формирующейся под влиянием окружающей среды, важной частью которой является образовательное учреждение, где человек проводит один из главных периодов своей жизни, формируется как профессионал и личность. В ходе учебно-профессиональной деятельности студент овладевает профессиональными компетенциями с целью достижения необходимого профессионального уровня, у него развиваются профессионально значимые качества, приходят в соответствие профессиональные намерения личности и требования со стороны профессии, т. е. происходит адаптация к профессиональной деятельности.
    Адаптация студентов образовательного учреждения среднего профессионального образования к будущей профессиональной деятельности является непрерывным процессом овладения в ходе учебно-про¬фессиональной деятельности профессиональными компетенциями, развития профессионально значимых качеств с целью достижения необхо-димого профессионального уровня.
    Педагогическими условиями, способствующими успешной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности в период обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования, являются:
    –?построение содержания профессиональной подготовки студентов как комплекса учебно-профессиональных задач следующих типов: производственно-технологические, организационно-управленческие и эксплуатационные (на основе государственного образовательного стан¬дарта);
    –?осуществление процесса профессиональной подготовки на ос¬нове принципов личностно ориентированного обучения, в котором реализуются такие качества личности, как самостоятельность, ответственность и активность, необходимые специалисту, востребованному на со¬временном рынке труда;
    –?ориентация процесса профессиональной подготовки на развитие профессиональной направленности личности специалиста как интегративной характеристики, определяющей отношение человека к профессии, придающей учебно-трудовой деятельности личностный смысл, повышая качество усвоения знаний, умений и навыков.
    Использование возможностей личностно ориентированного образовательного процесса в образовательном учреждении среднего профессионального образования для успешной адаптации студентов к буду¬щей профессиональной деятельности обеспечивает становление личности как субъекта собственного развития; создание максимально благоприятных условий для раскрытия индивидуальности личности; создание адаптирующей образовательной среды; проектирование индивидуальной образовательной траектории студента.
    Успешность адаптации студентов образовательного учреждения среднего профессионального образования к будущей профессиональной деятельности можно оценить с помощью таких критериев, как уме¬ние студентов решать учебно-профессиональные задачи, профессиональная направленность, позитивное самочувствие студента.
    Адаптация к профессиональной деятельности проходит в несколько этапов. Наибольший интерес представляет этап, на котором че¬ловек получает профессию, трудовой опыт, навыки адаптации к профессиональной деятельности, – период обучения в образовательном учреждении СПО. Использование возможностей личностно ориентированного образовательного процесса позволяет достичь достаточного уровня общей образованности выпускников, развития их профессиональных способностей, адаптации к будущей профессиональной деятельности. При этом следует учитывать особенности и тенденции развития СПО, запросы рынка труда, развитие производства и усложнение производственных процессов.
    Для оценки успешности адаптации студентов образовательного учреждения СПО к будущей профессиональной деятельности можно использовать следующие критерии:
    1. Умения решать учебно-профессиональные задачи (показатели: умение определять проблему, умение предлагать несколько вариантов решения учебно-профессиональной задачи, умение выбирать оптималь¬ный вариант решения и аргументировать выбор, самостоятельность при решении задачи).
    2. Профессиональная направленность личности (показатели: на¬личие интереса к будущей профессиональной деятельности, стремление к учебно-профессиональному росту и развитию (достижениям)).
    3. Позитивное самочувствие адаптанта (удовлетворенность жиз¬нью, достижениями и т. д.) (показатели: удовлетворенность учебно-про¬фессиональной деятельностью, удовлетворенность отношениями в учеб¬ном и трудовом коллективах).
    Педагогический коллектив колледжа, используя личностно-ориентированные технологии, готовит выпускников к основным видам деятельности: технологической; организационно-управленческой; культурно-просветительской.
    В рабочих учебных планах определены учебные дисциплины специальности: Отечественная, Зарубежная, Детская литература, Библиотековедение, Библиографоведение, Библиотечный каталог, Библиотечные фонды Информационные технологии в профессиональной деятельности, Этика и психология профессиональной деятельности и другие, в ходе изучения которых может осуществляться подготовка студентов к выполнению основных видов деятельности. Преподаватели занимаются созданием учебных пособий, содержащих материал, необходимый для овладения профессиональ¬ными знаниями с учетом потребностей современного рынка труда. Их использование в учебном процессе облегчает усвоение студентами профессиональных знаний и умений с помощью специальным образом организованного учебного материала, позволяющего придать профессиональным «секретам» более доступную для понимания форму. Путем изучения общих и специальных технологических приемов при решении учебно-профессиональных задач студенты осваивают типичные и нестандартные способы разрешения профессиональных ситуаций, что облегчает процесс их адаптации к будущей профессиональной деятельности.
    Второе педагогическое условие, обеспечивающее успешную адаптацию, основывается на признании главной ценностью образовательного процесса самой личности студента через использование принципов личностно ориентированного обучения. Развитию самостоятельности, активности и ответственности студента в ходе личностно ориентированного обучения способствует:
    1) предоставление студентам свободы выбора наиболее личностно значимых и существенных для него в данный отрезок времени способов учебной работы, ситуаций, в которых могут быть реализованы его способности и возможности, личностный опыт, достигнуты наилучшие результаты учебной деятельности, профессиональной подготовки;
    2) самостоятельная работа на опережающей основе; 3) побуждение студентов к рефлексии (понимание и знание студентом самого себя через самопознание и выяснение того, как другие знают и понимают его личностные особенности).
    При реализации следующего педагогического условия важно учитывать, что одна из возможностей развития профессиональной направлен¬ности личности заключается в профориентационной работе. Не секрет, что не¬которые студенты попадают в колледж случайно, прислушав¬шись к советам родителей, мнению друзей, начав учиться «за компанию». Развитие профессиональной направленности личности этой категории студентов осуществляется уже в ходе обучения. Это происходит путем предоставления реальных сведений о профессии при прохождении теоретического, практического обучения, когда студенты, попробовав работать самостоятельно во время прохождения производственной практики, работая по специальности во время каникул, пробуют что-то создать своими руками, видят результаты своего труда, которые оценивают люди.
    Значительную роль играет включение в учебные планы таких дисциплин: Введение в специальность, дисциплин по выбору студента, дисциплин регионального компонента. Такие дисциплины как Библиографическая эвристика, Организация детского чтения Библиотечное краеведение развивают и углубляют у студентов навыки поисковой работы, творческого подхода к выполнению своих обязанностей, формируют умение самостоятельно принимать профессиональные решения, анализировать работу. Приобретенные знания по-зволяют студентам в практической деятельности творчески и обоснованно применять современные приемы и методы труда, современные информационные технологии для повышения качества работы, ориентироваться в современных проблемах, формулировать основные задачи и направления дальнейшего совершенствования деятельности организации. Прохождение практики по по¬лучению первичных профессиональных навыков, производственной и преддипломной практики в библиотеках и различных учреждениях города Уфы и республики помогает отработке профессиональных действий, развитию профессиональных навыков. Существенную роль играет участие студентов в кон-курсах профессионального мастерства, смотрах творческих работ, научных работ, республиканских, городских научно-практических конференциях и других мероприятиях, проводимых как в колледже, так и за его пределами.
    Адаптация студентов к будущей профессиональной деятельности – одна из главных проблем, с которыми сталкиваются образовательные учреждения СПО в настоящее время. Вопросы соотношения, взаимосвязи личности, образования, труда являются предметом изучения, понимания, осмысления на протяжении всей истории развития науч¬ной мысли о человеке в аспекте его общественной, социальной сущности. Ускоряющиеся темпы развития всех сторон жизни общества порож¬дают все новые вопросы в области соотношения таких понятий, как «личность» и «профессионал».
    Новый уровень общественного развития предъявляет свои тре¬бования к системе среднего профессионального образования:
    а) качество подготовки специалистов должно соответствовать новым требованиям рынка труда;
    б) образование должно быть гуманным, демократичным;
    в) образовательное учреждение должно воспитывать человека, готового к непрерывному образованию на протяжении всей профессиональной деятельности, способного прилагать все силы к достижению успеха.
    Адаптация к профессиональной деятельности является составной частью социализации как процесса и результата усвоения и последующего активного воспроизведения социального опыта, осуществляемого в деятельности и общении. Рассматривая вопросы адаптации студентов образовательного учреждения СПО, важно учитывать двусторонность этого процесса. Студенты, во-первых, восприни¬мают и усваивают социальный опыт, а во-вторых, переносят его на свое окружение в дальнейшем, являясь руководителями среднего звена. В свою очередь, адаптация к профессиональной деятельности выражается в оп-ределенном уровне овладения профессиональными навыками и умени¬ями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.
    Обеспечение успешной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности достигается в условиях лич¬ностно ориентированного образовательного процесса, предполагающего такую организацию взаимодействия студентов и педагогов, при которой создаются оптимальные условия для развития у субъектов обучения спо¬собности к самообразованию, самостоятельности и реализации себя. При¬оритетом этой педагогической системы является профессиональное раз¬витие личности обучаемого. Цель такого образования заключается в ста¬новлении и развитии личности обучаемого, его познавательных способ¬ностей, формировании обобщенных знаний и способов учебно-профес¬сиональной деятельности на основе его субъективного опыта. Это доказывает важность опоры в построении процесса адаптации к профессиональной деятельности на содержательный и процессуальный компоненты образовательного процесса.

    Список использованной литературы:
    1. Дмитриенко С.А. Адаптация студентов образовательного учреждения среднего профессионального образования к будущей профессии [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук / С.А.Дмитриенко.
    2. Дмитриенко С. А. Формирование навыков адаптации к профессиональной деятельности [Текст] // Среднее профессиональное образование. – 2007. – № 2. – С. 38–41.
    3. Галиахметова Н.П. Адаптивность как средство профессиональной экономической подготовки в учреждениях среднего профессионального образования [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук / Н.П.Галиахметова. - Ульяновск,2008.
    4. Гальмук Н.А. Педагогические условия личностно-ориентированного становления специалиста социальной сферы в среднем профессиональном образовании [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук / Н.А.Гальмук. - Тамбов,2008.