что нам нужно?
Титова Марина Сергеевна,
заместитель директора по научно-методической работе,
преподаватель специальных дисциплин
ГОУ СПО Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций
Целью педагогического процесса, по мнению X. Вернике, является формирование гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Поэтому педагогическая деятельность наших преподавателей основана на организации взаимодействия студентов и педагогов, т.е. на личностно-ориентированное обучение, при котором создаются оптимальные условия для развития способностей к самообразованию, самоопределению, самосовершенствованию, самореализации каждого студента. Именно поэтому для нашего коллектива огромное значение имеет процесс адаптации студентов в колледже.
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в учебном заведении. Психическая адаптация связана с психической активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов приспособления к окружающей среде и преобразование среды «под себя».
Проблема адаптации студентов-первокурсников представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему внутриколледжных отношений.
Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами.
Однако организация учебной деятельности на первом курсе не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям профессиональной школы. В результате неадекватных подходов к организации педагогического процесса, направленного на решение задач адаптации студентов, несогласованности действий преподавателей, недостаточного внимания к решению этой проблемы со стороны руководителей, студенты адаптируются к учебному процессу довольно сложно. В педагогике недостаточно раскрыты причины психолого-педагогического характера, вызывающие трудности овладения студентами специфической учебной деятельностью, а также, обеспечивающие социально-психологическую адаптацию студентов к учебной деятельности. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов-первокурсников, этим и объясняется актуальность темы, выбранной колледжем в качестве единой педагогической.
Степень социальной адаптации первокурсника в колледже определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.
Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.
Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в колледже. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований колледжа.
Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т. е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции. Решающую роль в этом ряду имеет собственно психическая адаптация, которая в значительной мере оказывает влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях. И здесь активную позицию должна занять психологическая служба учебного заведения. Тесты, тренинги, беседы помогут выявить психологические проблемы и сформировать наиболее оптимальные пути решения этих проблем. Психолог должен найти общий язык с каждым студентом, поговорить откровенно, дать совет или рекомендации, оказать помощь в самостоятельном изучении материала, научить объективно оценивать свои знания и возможности.
Огромную роль играет психологическая поддержка, причем каждого преподавателя и сотрудника. Доброжелательность, внимание способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса в колледже. Поэтому педагогический состав нашего колледжа – это высококвалифицированные преподаватели, имеющие высшее образование и, большинство из них, большой педагогический опыт.
Кураторы, сотрудники учебной части постоянно связываются с родителями студентов, контролируя успеваемость и посещаемость занятий. Индивидуальный подход к каждому – это основной принцип работы. Уделяется внимание работе в группе. Например, в нашем колледже проводятся различные мероприятия, на которых ребята посредством несложных игр ближе знакомятся друг с другом, учатся общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше.
Воспитательный отдел прилагает немало усилий в создании благоприятного климата среди студентов. Избраны два студсовета (колледжа и общежития), в который входят, в том числе, и студенты-первокурсники. Регулярно проходят заседания студсоветов, на которых они могут собраться для решения определенных вопросов, связанных, например, с подготовкой к предстоящим мероприятиям, праздникам. Ведь не секрет, что совместная работа объединяет, помогает раскрыться человеку. В колледже действуют кружки: танцевальный, вокальный, функционируют курсы дикторов радио и телевидения, проводятся спартакиады, собрана команда КВН.
Для тех, кто не хочет или не может проявить себя в самодеятельности, имеется возможность проявить себя в роли корреспондентов, опубликовать свои произведения в газете колледжа «Студенческий вестник». Функционирует в колледже и телевидение «Вести колледжа». Любой студент может стать автором, соавтором или героем телепередачи.
Еще одна возможность проявить свои способности – Научное студенческое общество «Светоч». Задача общества - заинтересовать, увлечь молодежь исследовательской, научной деятельностью. Студент имеет возможность самостоятельно выбрать направление (сферу деятельности, дисциплину и т.п.), преподавателя в качестве научного руководителя и уже совместно изучать, исследовать выбранную тему, вопрос. Главное – научить подростка работать с информацией: осуществлять поиск источников, перерабатывать, анализировать, синтезировать, логически представлять информацию. Ежегодно проходят студенческие научно-практические конференции «Виват, наука!», на которых студенты выступают с тезисами докладов по теме своей научно-исследовательской деятельности.
Большое значение для студента имеют проводимые в колледже и вне учебного заведения студенческие олимпиады, конкурсы, викторины, семинары, конференции. Так в рамках деятельности образовательного округа «Челябинская государственная академия культуры и искусств», в который вошел наш колледж, студенты имеют возможность принимать участие в студенческих научно-творческих, научно-практических конференциях по очной и заочной форме.
Колледж планирует активизировать данное направление работы за счет участия в Интернет-олимпиадах, Интернет-экзаменах (в режиме on-line, of-line).
Некоторые проблемы адаптации в образовательном процессе могло решить использование компьютерных информационных технологий на лекциях, практических занятиях, семинарах и т.п. Наличие электронных учебников, пособий, электронных библиотек, тестов, выхода в глобальную сеть облегчают процесс активной учебной деятельности студентов. Работа студента с электронными ресурсами, самостоятельный поиск информации способствует совершенствованию умений отбирать и структурировать необходимый для изучаемой дисциплины материал, логично излагать и аргументировать различные, современные теоретические подходы к психолого-педагогическим проблемам. Использование новых информационных технологий помогает студенту стать активным в учебной деятельности и повышает его самостоятельность, что является одним из важнейших факторов успешной социальной адаптации.
Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям. И здесь большую роль будет играть самостоятельная, творческая работа студента. Не стоит забывать, что подросток приходит в учебное заведение на довольно короткий срок – 2-3 года и уже имеет установку на получение специальности (профессии). Задачей учебного заведения является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные производственные условия. Поэтому и помощь должна осуществляться всеми подразделениями колледжа (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия. Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний.
Список использованной литературы:
1. Агеев В.В. Учебная деятельность как способ профессиональной адаптации студентов [Электронный ресурс] / В.В.Агеев, А.К.Файзуллина.- http://www.ageyev.kz/articles/artrus/08.htm
2. Бирюкова М.В. Социальные основы организации процесса адаптации студентов к условиям обучения в ССУЗе [Электронный ресурс] / М.В.Бирюкова. - http://www.rusnauka.com/7._DN_2007/Pedagogica/20334.doc. htm
3. Кузнецова Н.В. Условия адаптации первокурсников к учебному процессу в благовещенском филиале СГА [Электронный ресурс]: матер. заоч. науч.-практ. конфер. / Н.В.Кузнецова; Благовещенский фил. СГА.- http://www.muh.ru/arch/2007/konf_mKuznetsova.htm?user=eace627781e10cdcbc15de9d90f6c96e
4. Психологическое сопровождение труда студентов в процессе их социально-психологической адаптации в среднем специальном учебном заведении.- http://planetadisser.com/see/dis_190828.html
5. Энциклопедия профессионального образования [Текст]: в 3-х т. / науч.-ред. Батышев С.Я. – М: РАО Ассоциация «Проф. образование», 1998.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.