Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Высокое качество профессиональной подготовки специалистов как фактор стабильности учебного заведения

    - Высокое качество профессиональной подготовки специалистов как фактор стабильности учебного заведения

    Высокое качество профессиональной подготовки специалистов как фактор стабильности учебного заведенияЗайнагов Амир Радикович ,
    директор ГОУ СПО
    Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций

    Перемены, произошедшие в нашей стране в конце XХ века не могли не затронуть одну из важнейших социальных сфер – образование. Основные правовые ориентиры и направления развития отрасли определил Федеральный закон «Об образовании», среднее профессиональное образование было закреплено в качестве самостоятельного уровня профессионального образования. В условиях внедрения новых информационных технологий во все сферы деятельности, привело к изменениям в сфере высшего и среднего профессионального образования и появлению новых требований к специалисту XXI века.
    Среднее профессиональное образование ставит целью углубление и расширение образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
    Российское СПО в контексте Международной стандартной классификации образования (МСКО) определяется следующими характеристиками:
    • подготовка кадров для интеллектуальной деятельности;
    • практикоориентированность образовательных программ;
    • относительно небольшой срок реализации образовательных программ;
    • преимущественная реализация образовательных программ в учебных заведениях довузовского уровня.
    В период с 2000 по 2005 годы осуществлялась «Программа развития СПО», целью которой было создание условий для стабильного развития среднего профессионального образования и повышение его социальной результативности, а именно:
    • достижение заданного качества образования; повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;
    • развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений;
    • достижение соответствия между образовательными интересами личности, потребностями рынка и объемами подготовки специалистов разных профилей, повышение доступности СПО;
    • повышение рациональности размещения ССУЗов;
    • укрепление связи системы СПО с работодателями, повышение эффективности сотрудничества.
    В результате реализации «Программы развития СПО»: в Республике Башкортостан функционирует 78 государственных ССУЗов, которые осуществляют подготовку по 142 специальностям.
    Наблюдается стабильный рост динамики приема и выпуска специалистов со средним профессиональным образованием.
    В системе Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан 9 учреждений среднего профессионального образования, в том числе Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций.
    Специалисты со средним профессиональным библиотечным образованием востребованы в библиотеках, архивах, учреждениях культуры и других организациях РБ. Например, в 2007г. в общедоступных библиотеках системы Министерства культуры и национальной политики РБ работало 3,572 человек. Из них со СПО – 47,4%, высшим – 17,7%.
    Профессиональная подготовка специалистов в нашей стране началась на рубеже 19-20 веков. К концу века сложилась достаточно разветвленная сеть подготовки кадров культуры, в которой ведущее место занимает образовательные учреждения СПО: техникумы, колледжи и училища.
    Требования, которые сегодня предъявляются к уровню подготовки специалистов, усложняются. Очевидно, что они должны быть:
    • профессионально и компьютерно-грамотными;
    • обучены современным компьютерным технологиям;
    • способными логически мыслить;
    • методически подготовлены к поиску ответов на различные сложные вопросы потребителей;
    • подготовленными в области психологии, педагогики, владеть навыками и приемами межличностных отношений.
    Таким образом, проблема подготовки квалифицированного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, конкурентоспособного специалиста является особо актуальной на современном этапе. Обеспечение качества образования – один из приоритетов современной образовательной политики.
    Основные системы качества подготовки специалиста содержат элементы системы качества, отвечающие требованиям стандарта НСО 9000; а именно:
    • систему обеспечения качества;
    • систему управления качеством;
    • систему контроля качества.
    Контроль качества образования неизбежен, он приобретает характер мониторинга, постоянного отслеживания результатов образования, хода образовательного процесса, необходимого для постоянной корректировки целей, мероприятий по их реализации.
    Часто качество образовательного процесса рассматривают как:
    - Качество условий – это образовательные программы, педагогические кадры, уровень подготовки абитуриентов, материально – техническая база и т.д.
    - Качество процессов – методики, технологии, сопровождающие процесс обучения.
    - Качество результатов – качество знаний, умений и навыков студентов на различных этапах обучения, компетентности выпускников.
    В зависимости от содержания работы образовательного учреждения среднего профессионального учреждения, приоритет в оценке качества отдается оценке результатов, т.е. оценке качества знаний, умений, навыков и уровня компетентности выпускников.
    Качество обучения студентов зависит от:
    - качества абитуриентов;
    - качества деятельности преподавателей.
    Качество абитуриентов включает:
    - социальный портрет абитуриента,
    - оценку знаний.
    От качества абитуриентов, от уровня их подготовки зависит в большой степени настоящее и будущее библиотечного образования. К сожалению, степень осознанности выбора библиотечной профессии и объективности представления о ней у абитуриентов довольно низкая. Из года в год уменьшается число тех, кто выбирает профессию осознанно и увеличивается число поступающих случайно (лишь бы получить какое-то образование). Все это не касается заочной формы обучения. Пока здесь все благополучно.
    Сегодняшнему абитуриенту, профессия, которую он решил получить, кажется легкой и простой. Перед преподавательским коллективом стоит сложнейшая задача обучить их профессии, сделать из них квалифицированных специалистов. Кстати, наши выпускники редко меняют свою профессию. Даже пришедшие в колледж случайно, осознающие невысокий, к сожалению, социальный статус библиотекарей, остаются в профессии, продолжают учиться в высшей школе. В этом, конечно, заслуга преподавательского коллектива.
    Качество деятельности преподавателя складывается:
    - из профессиональных качеств;
    - из качества содержания учебной дисциплины;
    - методического обеспечения учебного процесса.
    Качество подготовленных специалистов – это степень соответствия
    - государственным образовательным стандартам;
    - требованиям работодателей;
    - профессионально значимым психологическим качествам.
    С 2002 г. образовательная деятельность колледжа строится на основании Государственных стандартов, утвержденных министерством образования Российской Федерации. Стандарты определяют общие требования к образованности выпускника по дисциплинам и профессиональной практике. С учетом запросов рынка труда учебное заведение формирует блок дисциплин по выбору студента, устанавливаемых учебным заведением. Стандарт предоставляет учебному заведению некоторую свободу выбора в определении специализации подготовки специалиста, выборе дисциплин регионального компонента, дисциплин по выбору.
    Наше базовое образование дает обширную гуманитарную подготовку. Студенты изучают общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины: Основы права, Основы философии, русский язык и культуру речи, основы социологии и политологии, иностранный язык.
    Блок общепрофессиональных и специальных дисциплин позволяет студентам получить глубокие профессиональные знания, твердые практические навыки и умения. Студенты колледжа готовятся к выполнению основных видов деятельности:
    - технологической (комплектование фондов, аналитико-синтетическая обработка документов, их хранение, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотеки);
    - информационно-управленческой (обеспечение функционирования библиотеки, повышение эффективности ее работы и развитие библиотеки и ее коллектива)
    - культурно-просветительской (создание в сфере своей деятельности единой информационной среды, обеспечивающей развитие личности пользователя библиотеки).
    Этому способствует не только изучение основных дисциплин, предусмотренных Государственным стандартом, но и цикл дисциплин по выбору, которые позволяют сформировать у студентов более глубокие профессиональные компетенции.
    В современной подготовке специалистов много внимания уделяется изучению информатики, новых (компьютерных) информационных технологий.
    Государственный образовательный стандарт второго поколения, действующий с 2002 года, выполнил свои главные задачи: позволил осуществлять единую государственную политику, выработал основные качественные критерии подготовки специалистов среднего библиотечного звена.
    Сейчас наступило время разработки и внедрения стандартов нового, третьего поколения. Проект этого нового государственного стандарта уже обсуждается и предполагается, что он буден введен в действие с 1 сентября 2009г.
    В новом стандарте остаются те же формы освоения профессиональной образовательной программы: очная, очно-заочная, заочная, экстернат.
    В перспективе, очевидно, поменяются требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы базового и повышенного уровня. Выпускники, освоившие ПРОП (профессиональную образовательную программу), должны обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
    Коллектив преподавателей и сотрудников Уфимского колледжа библиотечного дела и массовых коммуникаций прилагает достаточно много усилий к творческому внедрению в жизнь задач, которые стоят перед СПО. На специальности «Библиотековедение» работают творческие, компетентные, высококвалифицированные преподаватели:
    «Заслуженные работники народного образования» - Лыгина В.Н., Халилова Р.Ш., Ахмадиярова Л.А.
    «Заслуженные учителя Республики Башкортостан» - Воронцова Т.А., Михайлов Г.Г.
    Много лет отдали библиотечному образованию: Гаевская Р.Х., Лычангина Г.В., Носова В.Я., Титова М.С.
    Основная часть педагогического коллектива – это преподаватели высшей категории.
    Педагогический коллектив с целью повышения качества подготовки специалистов сферы культуры внедряет новые методы практико-ориентированного обучения (метод проектов, деловые игры, тренинги, моделированные и имитационные занятия), осваивает новые педагогические технологии.
    В нашем колледже много делается для того, чтобы студенты не только на уроках и практике овладевали знаниями, умениями, навыками. В колледже создана и активно функционирует опытно-экспериментальная площадка по теме «Поликультурная подготовка специалиста среднего профессионального образования». Большими событиями в жизни нашего коллектива стали:
    • Всероссийская научно-практическая конференция «Информационно-библиотечное образование в начале XXI века: проблемы и решения» (2004).
    • Всероссийская научно-практическая конференция «Поликультурное воспитание молодежи в учреждениях общего и профессионального образования», проведенная в рамках празднования 450-летия вхождения Башкирии в состав Российского государства и 70-летия образования библиотечного техникума (2007).
    • Межрегиональная научно-практическая конференция «Библиотеки Башкортостана: современное состояние и перспективы развития» (2008).
    В колледже работает студенческое научное общество «Светоч», результатом которого являются ежегодные студенческие научные конференции «Виват, наука!» и выпуск сборников студенческих работ.
    В колледже выходит своя газета «Студенческий вестник». Студенты нашего колледжа – активные участники разнообразных республиканских и городских мероприятий.
    О том, что колледж живет и развивается в ногу со временем, говорят его дела и тот уровень качества подготовки специалистов-библиотекарей, который демонстрирует ежегодно Итоговая Государственная аттестация выпускников. В 2007 году выпускной междисциплинарный экзамен показал 100%-ю качественную успеваемость наших выпускников, а в отзывах членов аттестационной комиссии и работодателей сказано, что выпускной экзамен продемонстрировал готовность выпускников к профессиональной деятельности.
    За 70 лет существования нашего образовательного учреждения нами было подготовлено свыше 12 тыс. специалистов, которые трудятся сегодня во всех уголках нашей республики и за ее пределами. Можно не без гордости сказать, что УКБДиМК – это настоящая кузница кадров для учреждений культуры Республики Башкортостан.
    Перед СПО сегодня стоит еще одна немаловажная задача: развитие СПО в системе непрерывного профессионального образования на основе взаимодействия с высшим уровнем образования. Развитие этой системы основывается на выработке единых концептуальных подходов в проведении образовательной политики в области подготовки кадров. В настоящее время в РФ функционирует более 960 колледжей, осуществляющих многоуровневую подготовку специалистов. 22% выпускников ССУЗов продолжают учебу в ВУЗе.
    Создание непрерывной системы «колледж – ВУЗ» осуществляется и на базе нашего Уфимского колледжа библиотечного дела и массовых коммуникаций. Заключен договор с Челябинской Государственной академией культуры и искусств, которая принимает наших выпускников на сокращенный срок обучения. Правда, в последние годы почти никто из выпускников не идет в ВУЗ на очную форму обучения. Пользуясь тем, что ЧГАКИ имеет свой филиал в Уфе, и он работает в одном с нами здании, выпускники колледжа предпочитают учиться заочно.
    В Башкортостане довольно широкая и разветвленная сеть учреждений культуры, а положение дел с профессиональными кадрами для них с трудом можно назвать удовлетворительным. Речь идет не только о библиотечной системе, но и о кадрах для культурно-просветительских учреждений вообще, где ощущается нехватка специалистов с высшим образованием.
    Как мы видим из вышеизложенного, для студентов и выпускников колледжа делается очень много в плане профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, трудоустройства и закрепления выпускников на рабочих местах. Многое делается и для дальнейшего совершенствования, повышения квалификации, уровня образования. Роль студента – найти себя в выбранной профессии, жизни. Ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!» Нашему коллективу важно, чтобы воспитанники уходили в самостоятельную жизнь не только хорошими специалистами, но и активными гражданами, носителями высокой культуры.