Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов фольклорно-этнографического отделения Новосибирского областного колледжа культуры и искусств

    - Научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов фольклорно-этнографического отделения Новосибирского областного колледжа культуры и искусств

    Научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов фольклорно-этнографического отделения Новосибирского областного колледжа культуры и искусствУрсегова Н.А.,
    канд. искусствоведения
    Научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов фольклорно-этнографического отделения Новосибирского областного колледжа культуры и искусствАндреева М.М.,
    преподаватель высшей квалификационной категории

    В 1994 году в Новосибирском областном колледже культуры и ис-кусств (НОККиИ) было открыто фольклорно-этнографическое отделение (ФЭО) для подготовки руководителей фольклорно-этнографических коллективов аутентичной ориентации, организаторов фольклорно-этнографической работы в селах и городах Новосибирской области (НСО).
    Учебный план отделения предполагает освоение студентами широкого круга специальных теоретических и практических дисциплин фольклорно-этнографического профиля. Фундаментальное значение в становлении преподавателя-фольклориста имеет курс "Расшифровка и анализ народной песни", позволяющий привить студенту базисные навыки и знания по сбору, хранению, расшифровке собранных во время полевой практики фольклорно-этнографических материалов. Данная дисциплина предполагает различные виды работы студента, главными из них являются следующие:
    1) работа с научно-исследовательской литературой, песенными сбор-никами;
    2) овладение навыками ведения полевой документации (дневники, полевые тетради, реестры и т.п.);
    3) полевая практика (экспедиционная работа);
    4) первоначальная обработка собранного в экспедиции материала;
    5) написание итоговой дипломной работы (или составление песенного сборника) на собранном фольклорно-этнографическом материале.
    В связи с тем, что студенты по программным требованиям обязаны записывать фольклорно-этнографические материалы, перед отделением встала проблема сохранения собранных ими образцов традиционной народной культуры. Так, почти сразу после открытия отделения начинает формироваться новое структурное подразделение – фольклорный Архив.
    Основная цель Архива – хранение материалов фольклорных экспедиций и практик, результатов индивидуальной и коллективной деятельности преподавателей, студентов и других лиц. Архив может быть местом проведения камеральной практики студентов очного отделения, не имеющих возможности выезда в сельские районы НСО. Материалы Архива используются в научной работе отделения: для написания дипломных работ на очном отделении, песенных сборников – на заочном; научных статей, сообщений студентами и преподавателями ФЭО и т.п. Кроме того, собранные во время экспедиций материалы обеспечивают полноценный педагогический процесс: они используются в программах исполнительского направления ("Фольклорный ансамбль", "Постановка голоса"); в качестве иллюстративного материала в лекционных курсах "Народное музыкальное творчество и обрядовый фольклор", "Народное поэтическое слово"; в качестве инструктивного и иллюстративного мате-риала на уроках «Музыкальной грамоты».
    Таким образом, наличие Архива при ФЭО НОККиИ определяет специфику обучения на данном отделении, формируя специалиста, призванного сохранять, развивать и пропагандировать традиционное народное искусство Новосибирской области.
    Фольклорный Архив ФЭО НОККиИ представляет собой совокупность материалов и документов, образовавшихся в результате деятельности отделения, имеющих практическое, научное, социально-культурное и историческое значение.
    Материалы Архива сгруппированы по фондам, и их система за-креплена в описях. В настоящий момент ведется работа по разработке электронного каталога. Выделены следующие фонды:
    1. Фонд аудиокассет экспедиционных материалов студентов очного отделения. Шифр: О/О.
    2. Фонд копий аудиокассет экспедиционных материалов студентов заочного отделения. Шифр: З/О.
    3. Фонд копий аудиокассет экспедиционных материалов преподавателей ФЭО. Шифр: Э/
    4. Фонд песенных сборников и дипломных работ студентов. Шифр: № /19...
    5. Фонд копий фольклорно-этнографических материалов из других Архивов и частных коллекций (материалы Омского госпедунивер-ситета, Магнитогорского госуниверситета т.д.). Шифр: К/арх.
    6. Фонд копий пластинок с записями образцов традиционного народного творчества, использующихся в педагогическом процессе отделения. Шифр: МК/№
    В настоящее время в Архиве хранится свыше 2000 фольклорно-этнографических образцов, записанных в двадцати девяти районах и 75 населенных пунктах нашей области. Мало охваченной пока остается барабинская зона НСО, что обусловлено малым количеством студентов, поступающих на ФЭО из этих районов области.
    Наиболее крупные в количественном отношении коллекции Архива записаны в Баганском районе (245) – с. Ивановка (118 фоноединиц), с. Александра Невского (32) с. Вознесенка (29), с. Савкино (24),с. Грушевка (22), с. Славянка (14); Карасукском (240) – с. Ирбизино (87), с. Калиновка (61), с. Черная Курья (37), с. Шилово-Курья (23), Плодово-Ягодное (20);с. Грамотино (19) с. Хорошее (13); Сузунском (203) – с. Шипуново (94), с. Заковряжино (31), с. Мышланка (75), г. Сузун (3); Черепановском (175) – с. Листвянка (20), с. Зимовье (21); с. Крутишка (20), с. Огнево Заимка (83), с. Ярки (17), с. Медведск (4); Купинском (143) – с. Чаинка (46),с. Метелево (36),с. Васильевка (33), с. Медяково (19);с. Киргинцево (6),с. Березовка (3); Мошковском (134) – с. Барлак (26), п. Западный (26), р.п. Мошково (56), п. Ташара (26); Новосибирском (99) – с.Криводановка (43), с. Ново-Шилово (19), с. Красноглинное (18), п. Краснообск (13), с. Шилово (6); Се-верном (96) – с. Северное (90), с. Новотроицк (6); Кыштовском (95) – с. Колбаса (42), с. Челтак (16), с. Камышенка (15), с. Ново-Майзасс (14), с. Чернаковка (8).
    Затем по степени убывания следуют песенные коллекции, зафиксиро-ванные в Куйбышевском – с. Балман (75); Колыванском – с. Сидоровка (68); Болотнинском (64) – с. Козловка (22), С. Кривояш (19), г. Болотное (16), с. Ояш (7); Кочковском – с. Решеты (45) Доволенском (43) – с. Баклуши (22); с.Суздалка (21); Ордынском (40) – пос. Ордынка (16), с. Верх-Ирмень (14), с. Верх-Алеус (10); Маслянинском (30) – с. Чупино (14), с.Малая Томка (16); Тогучинском (29) – с. Ново-Изылинка (16), с. Киик (13); Чулымском (27) – с. Серебрянское (19), с. Красновка (8); Чановском – с. Тебисское (23); Краснозерском (22)– с. Лотошное (16), Веселовское (6); Барабинском (21) – с. Усть-Тандовка (16), с. Сизево (5); Татарском – с. Никулино (19); Чистоозерном – с. Очкино (19); Каргатском (18) – с. Набережное (12), с.Маршанка (6); Искитимском – с. Первомайка (17);Здвинском – с. Сарыбалык (13); Усть-Тарском – Ново-Никольское (5).
    Характеризуя жанрово-этнографический состав коллекций, следует отметить тот факт, что и в настоящее время на территории НСО бытует разножанровый фольклор сибирских старожилов и новопоселенцев: русских, украинцев и белорусов. Так, подробную последовательность украинского свадебного обряда, песенный репертуар свадьбы удалось записать Марченко Н.А. в с. Ивановка Баганского района. Следует подчеркнуть особую ценность записанного Н. Марченко материала, в связи с тем, что в известных нам публикациях песни Баганского района НСО отсутствуют. Пополнились представления и о репертуаре старожилов с. Балман Куйбышевского района (записи в этом селе выполняли в 1999 г. Горбунова Н., Шмакова И.).
    Материалы Архива неоднократно становились исследовательской базой для исследовательских работ различного уровня. Так, образцы православных песнопений были использованы в кандидатской диссертации преподавателем фольклорно-этнографического отделения Жимулевой Е.И. «Православная и фольклорная певческие традиции: проблемы взаимодействия» (2008 г.).
    В дальнейшем, собранные фольклорные материалы подвергаются систематизации, которая предполагает как нотирование песен, так и сравнительный анализ разноуровневых структур фольклорных образцов. Кроме того, аналитический пласт работы может включать в себя такие виды заданий, как поиск и сравнение песенных вариантов, анализ стиховой, ритмической и мелодической организации фольклорных образцов и т.д. Также возможно проведение анализа песенного репертуара одного из районов Новосибирской области, поиск информации о публикациях песен по каждому конкретному району и т.д.
    Систематизация музыкально-этнографических материалов позволяет в дальнейшем обобщать полученные результаты и выносить их на рассмотрение специалистов и любителей фольклора в виде различных издательских проектов, представленных четырьмя сериями.
    Первая серия «В помощь преподавателю ДМШ, ДШИ, клубному работнику» представляет собой издание наиболее актуальных, инновационных методических работ преподавателей Новосибирского областного колледжа культуры искусств.
    Выпуск серии ориентирован, прежде всего, на преподавателей до-полнительного образования детей в сфере культуры и искусств и призван удовлетворить существующую потребность педагогов в новой научно-методической литературе.
    В рамках этой серии издаются сборники методических работ «Фольклорно-этнографическое творчество», подготовленные преподавателями ФЭО.
    В первом выпуске сборника публикуются разножанровые методиче-ские материалы, созданные в 2004 – 2005 учебном году. Среди них имеется программа И.С. Шмаковой, предназначенная для организации деятельности первого года обучения Детской студии народного творчества. Далее следует статья М.М. Андреевой «Святки: этнографическая характеристика праздника». Затем в сборнике помещены сценарии народной драмы для детей школьного возраста «Царь Ирод» и календарного праздника «Сороки» для детей в сопровождении подробных методических указаний. К сборнику прилагается CD-диск с записями веснянок в исполнении студентов и преподавателей фольклорно-этнографического отделения.
    Второй выпуск включает в себя статью Н.А. Урсеговой, посвященную нравственному и физическому воспитанию детей на основе опыта и традиций народной педагогики. В сборнике опубликован сценарий театрализованного представления для детей «Лодка». Здесь же можно найти продолжающиеся публикации – статьи «Детская студия народного творчества: программа деятельности (второй год обучения)» И.С. Шмаковой и «Этнографическая характеристика основных народных святочных обрядов» М.М.Андреевой.
    Вторая серия «Народные праздники в сценариях» представляет собой издание материалов итоговых государственных экзаменов, прошедших на фольклорно-этнографическом отделении НОККиИ в виде мультимедийного учебно-методического комплекса, который включает в себя:
    а) сценарную разработку того или иного праздника, обряда с включением дополнительных этнографических, музыковедческих и филологических сведений, нотировок с текстами песен;
    б) аудиокассету или CD-диск с соответствующими песнями, исполняемыми либо непосредственно носителями традиции, либо студентами отделения;
    в) видеокассету с записью праздника в исполнении студентов и преподавателей фольклорно-этнографического отделения.
    Выпуск серии ориентирован, прежде всего, на пропаганду народных традиций Новосибирской области и предполагает введение в научный и широкий общественный оборот подлинных (аутентичных) песенных материалов, записанных студентами и преподавателями отделения в селах Новосибирской области и хранящиеся в архиве ФЭО. В качестве дополнительного материала могут привлекаться иные сибирские ранее опубликованные материалы.
    Первый выпуск серии – «Традиционная русская свадьба Новосибир-ской области» / Сост. Н.А. Урсегова. Он представляет собой реконструкцию свадебного обряда села Локти Мошковского района Новосибирской области.
    Во внутренней структуре выпуска выделяется четыре основных и че-тыре дополнительных раздела. В первый раздел «Свадебный обряд русского населения Сибири» помещен:
    • исторический материал, позволяющий представить процесс формирования брачных норм на Руси;
    • этнографический, характеризующий основные этапы русско-сибирской свадьбы и персонажный ряд;
    • филологический, раскрывающий жанровые особенности русского свадебного фольклора.
    Второй, центральный раздел, представляет собой сценарную разработку свадебного ритуала села Локти Мошковского района Новосибирской области.
    В третий раздел («Песни и наигрыши») включены:
    • собственно свадебные обрядовые песни с. Локти;
    • несвадебные песни русских старожилов Сибири;
    • популярные сибирские гармошечные наигрыши «Барыня», «Подгорная», «Частушечный наигрыш» в обработке В.Ф. Пинчука.
    Значительная часть нотировок выполнены студентами ФЭО под руководством Н.С. Кутафиной и Н.А. Урсеговой.
    Информации о месте, времени записи песен, исполнителях, а также авторах записи и нотировщиках помещена в четвертом основном разделе «Сведения о песнях и исполнителях».
    Дополнительный материал можно найти в Приложениях. Так, Приложение № 1 вмещает в себя непесенные формы свадебного фольклора (заговоры, наговоры) и необрядовые образцы малых форм фольклора о свадьбе (пословицы, поговорки, загадки, приметы). В Приложение № 2 можно найти информацию об особенностях родства в русской семье; в третьем Приложении помещены неопубликованные раннее свадебные песни пос. Ташара Мошковского района Новосибирской области. В Приложении № 4 приведено описание Шмаковской лентеи – танца, напоминающего квадратную кадриль с взаимодействием пар крест-накрест.
    Во второй выпуск данной серии вошел разнообразный фольклорно-этнографический материал, посвященный Масленице.
    Во внутренней структуре выпуска составителем выделены четыре ос-новных раздела. В первый раздел («Масленица в русском праздничном календаре») помещен исторический и этнографический материал, позволяющий представить особенности празднования Масленицы на Руси. Во втором разделе («Масленица в Сибири») изложены характерные черты масленичных увеселений на территории сибирского региона. Третий, центральный раздел, представляет собой подборку сценариев праздника Масленица. И, наконец, в четвертый, заключительный раздел помещены нотировки и тексты масленичных песен. Кроме того, в сборнике публикуется библиографический указатель по Масленице, составленный преподавателями и студентами отделения технологий информационных ресурсов НОККиИ. Известные нам сведения о месте записи песен помещены в разделе «Комментарии». В Приложении № 1 публикуется сценарный ход праздника «Широкая Масленица», проводившегося в НОККиИ В 2006 г., а в Приложении № 2 собраны так называемые масленичные выкрики, необходимые для написания сценария и проведения праздника.
    К сборнику прилагается видеофильм «Масленица», а также аудиокассета (или CD-диск), где собран необходимый по сценарию звуковой материал.
    Третья серия – это «Фольклорная карта Новосибирской области». Основная цель серии заключается в издании фольклорных и этнографиче-ских материалов, записанных на территории Новосибирской области и хранящихся в Архиве фольклорно-этнографического отделения НОККиИ.
    В сборник первого выпуска серии вошли неопубликованные ранее фольклорные и этнографические материалы, записанные в 1996-2004 гг. преподавателями (Н.А. Урсеговой, Н.А. Лапиной) и студентами (Т. Матанцевой, Е. Рожковой, Т. Стадниковой, Н. Стоякиным) на территории Мошковского района Новосибирской области в поселениях Мошково, Западный, Барлак, Новомошковское и Ташара.
    Среди публикуемых песен встречаются русские, украинские и белорусские народные песни, а именно: календарные и свадебные обрядовые песни, традиционная и поздняя лирика, баллады, песни литературного происхождения, романсы и шуточный фольклор.
    К сборнику прилагается CD-диск с записями мошковских песен в ис-полнении аутентичных исполнителей – непосредственных носителей мест-ной народно-песенной традиции. Нотированный материал сопровождается научно-справочным материалом, включающим сведения о неопубликуемых образцах, ряд указателей, словарь диалектных, малоупотребительных слов и выражений.
    Четвертым направление издательской деятельности ФЭО можно счи-тать публикации в периодическом научно-методическом журнале – «Вест-ник Новоси¬бирского областного колледжа культуры и искусств».
    На страницах журнал издаются научно-методические материалы по вопросам образования, воспитания и культурно-досуговой деятельности. В рубрике «Кладовая старины» помещаются материалы, посвященные традиционной культуре, фольклору и этнографии, краеведию. Так, в пилотном выпуске журнала издана статья выпускницы отделения Н.А.Марченко «Наше гильце рясно…», представляющая собой этнографическое описание украинского свадебного обряда с. Ивановка Баганского района Новосибирской области.
    Педагоги отделения также не остались в стороне и в первом выпуске «Вестника» (2005г.) помещена статья кандидата искусствоведения, а ныне заместителя директора Новосибирского областного колледжа культуры и искусств Урсеговой Н.А. «Нравственное и физическое воспитание детей на основе опыта и традиций народной педагогики».
    В том же выпуске Жимулева Е.И. в статье «Хранители старины» поделилась своими впечатлениями от встречи с уникальными знатоками песенно-танцевальной традиции «белорусских старообрядцев», проживающих в с. Северное Новосибирской области. Другая статья - «Изучение русской духовной музыки на уроках сольфеджио и музыкальной литературы (в контексте межпредметных связей) (№ 2, 2005) предлагает оригинальный методический подход, позволяющий изучить основы церковно-певческого искусства. В Приложении даны нотные примеры произведений русской духовной музыки.
    Статья Капицыной Н.С. «Музыкальная этнопедагогика: история тео-рия, современность» (№ 3, 2006) систематизирует направления, сложившихся в современной музыкальной педагогике, а также указывает основные тенденции, необходимые для дальнейшего развития музыкальной этнопедагогики как целостной самостоятельной педагогической системы.
    Серия публикаций Р.В. Лахно и М.М. Андреевой (№ 6, 2007; № 7, 2008) посвящена проблеме изготовления народных музыкальных инструментов и методике обучения начальным навыкам игры на них.
    В дальнейшем педагоги отделения планируют продолжить работу над уже существующими проектами, а также готовят к изданию методические работы по различным дисциплинам, изучаемыми студентами отделения.
    Результаты собирательской и аналитической деятельности преподавателей и студентов фольклорно-этнографического отделения неоднократно были представлены на таких конференциях, как "Музыкальная культура Сибири: проблемы и перспективы" (11 октября 2001 г., Новосибирск); Х научно-практического семинара "Народная культура Сибири" (23-25 октября 2001 г., Омск); региональной научно-практической конференции "Народная культура Сибири: научные поиски молодых исследователей" (25-27 октября 2001 г., Омск).
    Кроме того, студенты и преподаватели ФЭО являются постоянными участниками научно-практических конференций «Мельниковские чтения» (Новосибирск, 2005,2007,2009), посвященных проблемам сохранения и изучения традиционной культуры сибирских переселенцев.
    Студенты старших курсов ФЭО пробуют свои силы в ежегодных сту-денческих научно-практической конференциях, проводимых Новосибирским областным колледжем культуры и искусств. Среди наиболее интересных были отмечены доклады Е. Рожковой «Песенная традиция села Новомошково» (2003 г.), Е. Дудыревой «Песни солдатской тематики в студенческих расшифровках ФЭО НОККиИ (2005 г.) и Е. Хохловой «Итоги фольклорно-этнографической экспедиции в Сузунский район» (2008 г.). Кроме того, студент Я. Верейкин выступил с докладом «Экспедиция фольклорно-этнографического отделения Новосибирского областного колледжа культуры и искусств в Сузунский район Ново-сибирской области (2006 г.)» на Первом Областном слете юных этнографов, проводимых в 2007 году Домом Русских традиций «КрАсота» (Новосибирск).
    В заключении подчеркнем, что Архив ФЭО НОККиИ вносит посиль-ную лепту в заботу о сохранении памятников духовной культуры Новоси-бирской области, продолжении и развитии ее традиций. Собирательская и исследовательская работа преподавателей и студентов в этом направлении позволяет ввести в научный обиход ранее неизвестные фольклорно-этнографические материалы, записанные в Новосибирской области. Также она предоставляет большие возможности для раскрытия творческого и исследовательского потенциала преподавателей и студентов фольклорно-этнографического отделения Новосибирского областного колледжа культуры и искусств.