Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Использование мультимедийных технологий в преподавании дисциплин ПЦК ОГСЭД

    - Использование мультимедийных технологий в преподавании дисциплин ПЦК ОГСЭД

    Использование мультимедийных технологий в преподавании дисциплин ПЦК ОГСЭД
    Курмангулова Асия Фахразиевна ,
    председатель ПЦК ОГСЭД
    Уфимский колледжа библиотечного дела и массовых коммуникаций

    В конце прошлого века мировое сообщество вступило в эпоху глобальной информатизации. Несоответствие традиционных форм обучения новым требованиям времени заставляет педагогические коллективы озадачиться проблемой создания и развития условий, обеспечивающих переход к новому качеству образования на основе современных технологий. Достижение поставленной цели напрямую связано с освоением новых видов техники и использованием их в образовательном процессе. С 2008-2009 учебного года коллектив Уфимского колледжа библиотечного дела и массовых коммуникаций начал работать над темой «..», что было вызвано необходимостью освоения новой культуры систематизации и трансляции информации через использование возможностей мультимедийной презентации.
    Современное общество предъявляет высокие требования к уровню образования: оно должно предоставлять возможность для интеллектуального развития каждого человека. Поэтому задачей любого образовательного учреждения является создание условий для формирования личности с помощью соответствующих методов и форм организации обучения. В наши дни умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретать при необходимости новые навыки особенно актуально. Для того чтобы развить у обучаемых способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, необходимо использовать различные педагогические технологии. При всем многообразии методических подходов на первый план сегодня выдвигаются информационные технологии, в том числе мультимедийные. Использование мультимедиа помогает не только снабжать обучающихся большим объемом готовых, строго отобранных, определенным образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности студентов, их умение самостоятельно добывать новые знания, работать с различными источниками информации. Информационные технологии:
    ? позволяют коренным образом изменить организацию учебного процесса, формируя у студентов системное мышление;
    ? помогают рационально организовать познавательную деятельность студентов в ходе учебного процесса;
    ? изучать материал на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;
    За счет применения мультимедийного инструментария преподаватель может перейти к новому типу обучения. Благодаря этой технологии можно отойти от воздействия только на вербальное, рационально-логическое мышление учащихся. Целенаправленно воздействуя на образное, интуитивное мышление, можно развивать творческие возможности студентов, стимулировать их к генерации новых знаний. Использование мультимедийных технологий базируется на подходах, в основе которых лежат естественное любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Мультимедиа, интегрированное в традиционные предметы ПЦК ОГСЭД, становится одним из средств повышения эффективности обучения, так как:
    ? усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся;
    ? мультимедиа воспринимается с воодушевлением (радостно, приветливо), что стимулирует благосклонное расположение к предмету;
    ? помогает нагляднее устанавливать межпредметные связи.
    К наиболее эффективным формам представления материала по предметам можно отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
    Важным фактором использования данной технологии является возможность вовлечения студентов в подготовку презентаций к занятиям (через задания по выбору, подготовку к семинарским занятиям и т.д.), интеграции знаний и умений студентов по многим предметам благодаря подобной деятельности.
    Использование мультимедийных презентаций несет ряд очевидных преимуществ для всех участников образовательного процесса как в урочной, так и во внеурочной деятельности:
    ? сопровождение устной информации на уроке, семинаре, конференции и т.д.;
    ? значительное оживление выступления за счет наглядности;
    ? хорошая технология переключения внимания;
    ? четкое соблюдение регламента;
    ? не отклонение от темы.
    К тому же мультимедийная презентация – это и новая форма обработки информации. Технология изготовления слайда предполагает от разработчика умения анализировать и систематизировать информацию, обобщать ее в схемах, графиках, таблицах, диаграммах и т.д. Новая технология, будучи увлекательной для всех участников образовательного процесса, способствует активизации их творчества, стимулирует поиск всевозможных новаций.
    Преподавателями ПЦК ОГСЭД начато освоение новой технологии. Технологию мультимедийных презентаций применяют учителя русского языка и литературы (И.Г. Кузьмина, Т.А. Воронцова), английского ( Р.Ш. Урманова) и немецкого языков ( Г.М. Киреева, А.Ф. Курмангулова), истории ( А.А. Идиатуллин). В октябре-месяце в колледже прошли мастер-классы под эгидой РУНМЦ МО РБ по теме «..». Преподаватели русского языка и литературы дали открытые уроки и внеклассные мероприятия с использованием мультимедиа: Кузьмина И.Г. провела урок на тему «Пушкин – имя России», Воронцова Т.А. показала великолепнейшее мероприятие, посвященное современной поэзии.
    Преподавание дисциплин иностранных языков – благодатная почва для применения новых современных технологий. Я в своей работе широко практикую пока один из наиболее приемлимых для меня и моих студентов приемов - мультимедийную презентацию. На протяжении ряда лет я использую метод проектной работы в преподавании немецкого языка, который достаточно эффективен в развитии навыков и умений самостоятельной добычи знаний студентами. Защита проектов в последние два года проходит с мультимедийной презентацией по теме проекта, что еще больше усиливает эффект самостоятельности и творческого подхода к выполнению задания студентами. Так, при прохождении темы «Учреждения, информация об учреждении (фирме)» по дисциплине «Немецкий язык (профессиональный)» студенты работают над проектом «Немецкие фирмы в Уфе». На сегодняшний день защита проекта обязательно сопровождается мультимедийной презентаций, так как мультимедийная презентация – это новая форма обработки информации и т.д.
    Яркую, красочную, содержательную презентацию провели в этом году и студенты специальности «Библиотековедение (повышенный уровень)», когда представляли библиотеки города Уфы при прохождении темы «Профессиональная терминология». Использование ими элементов анимации позволило показать динамику развития библиотечной работы в данной конкретной библиотеке. Построение графиков при помощи компьютера дало возможность побуждать к анализу информации, выделению общего, нахождению различий в работе библиотеки в разные периоды ее работы. Ну и, пожалуй, самым главным достижением использования этой технологии является развитие творческих способностей студентов, обучение умению воспринимать информацию в новой форме и более высоком темпе, грамотно излагать свои мысли, рассуждать.
    На подходе презентации по страноведческим темам: «Страна и люди» в группах нового набора всех специальностей и «Праздники Германии» на специальности «Менеджмент» группой 3 курса. Последние в качестве проектной работы получили задание подготовить праздничное представление одного из праздников Германии. В ходе работы над проектом они должны:
    ? собрать как можно больше материала об этом празднике, выйдя на связь с союзом немцев РБ «Видергебурт», с лютеранско-евангелической церковью, с Немецким читальным залом республиканской Национальной библиотеки имени Ахмет-Заки Валиди;
    ? на основе собранных материалов составить сценарий представления;
    ? составить смету расходов на проведение праздничного представления;
    ? продумать оформление представления;
    ? провести представление с использованием мультимедийной презентации.
    Ребята с удовольствием взялись за эту работу, ведь она непосредственно приближает их к будущей профессиональной деятельности. Они оценили доверие, которое им оказали, поручив выполнить весь объем работы самостоятельно, на свой вкус и выбор.
    Если говорить о знаниях и умениях, приобретенных студентами за время работы над проектами, то можно перечислить те моменты, что отмечали сами студенты:
    ? упорядочился материал, который студенты осваивали на уроках;
    ? появились навыки прогнозирования ситуации, умения анализировать и видеть свои и чужие промахи, ошибки, недоделки;
    ? приобрели навыки установления контакта с различными представителями учреждений, компаний, фирм, организаций;
    ? расширили свой кругозор в результате поиска и сбора информации;
    ? совершенствовали навыки работы с мультимедийными средствами.
    Большим подспорьем являются электронные технологии и в осуществлении контроля приобретенных студентами знаний. С их помощью значительно ускоряется время проверки, увеличивается вариативность проверочных работ и т.д. В нашем колледже по немецкому языку используются электронные тестовые задания по различным разделам дисциплин «Немецкий язык (базовый)» и «Немецкий язык (профессиональный)», причем, в разработке отдельных вариантов работали сами студенты. Например, ими были разработаны интересные задания для проверки грамматического и лексического материала под названиями «Найди ошибку» и «Подбери соответствия». Такого рода задания стимулируют их и к повторению изученного материала, и к определенному творчеству, фантазии.
    Народная мудрость гласит: «Дорогу осилит идущий». Для подтверждения этой истины нам надо отбросить страхи и приниматься активнее за освоение новой технологии: она предоставляет нам и нашим ученикам огромный простор для интересной, творческой работы. Однако для освоения новой технологии необходимо провести большую работу по обучению педагогов и обучающихся. В этих целях в колледже были организованы краткосрочные курсы по овладению методикой работы по программе « Microsoft Office Power Point». Но овладение новой технологией не единственная проблема, которую надо решать для плодотворной работы по теме колледжа. Необходимо срочно усилить материально-техническое оснащение образовательного процесса, т.к. мультимедийное сопровождение становится необходимой частью выступлений на семинарах, конференциях, защите проектов, следовательно, вытекает необходимость увеличения количества мультимедийных средств. Это очевидно, так как преимуществами любой информационной технологии являются:
    ? увеличение скорости ведения урока, экономия времени;
    ? возможность продемонстрировать прикладные возможности предмета, связь с другими науками;
    ? усиление мотивации к учебе;
    ? развитие творческого потенциала учащихся;
    ? активизация видов памяти студента, что положительно сказывается на восприятии учебного материала;
    ? стимуляция развития общих интересов преподавателей и студентов, что плодотворно влияет на формирование хороших (дружеских) межличностных отношений в коллективе;
    ? высвобождение времени у преподавателя на контакт с каждым студентом.
    Использование электронной техники при контроле знаний помогает:
    ? увеличить количество вариантов работы (вплоть до индивидуальных работ);
    ? быстро проверить работы;
    ? объективно оценить их;
    ? развивать у студентов компенсационные способности, навыки работы с тестами;
    ? снять излишнее напряжение студента перед грядущим испытанием.
    Конечно же, нельзя игнорировать эти неоспоримые факты совершенствования качества обучения при помощи информационных технологий, а, наоборот, следует взять их как можно скорее на вооружение и смелее использовать их в своей работе. Ведь основная цель любого учебного заведения профессионального образования – это развитие навыков, необходимых студентам для успешной социальной и профессиональной адаптации в обществе. Для достижения успеха современному молодому человеку недостаточно набора готовых знаний, необходимо умение работать с информацией, объемы которой постоянно растут. С каждым днем все сложнее ориентироваться в нарастающем информационном потоке, если не владеть навыками информационных технологий. Так что, интенсивно используя новые технологии, мы тем самым активно вовлекаем наших учащихся в жизнь своего будущего и настоящего сообщества, ориентируем их на умение решать проблемы, которые им предъявит жизнь, за счет критического мышления, развивать которое и помогают информационные технологии. А такие качества и являются признаком настоящего профессионализма, что так необходимо в современном стремительно развивающемся информационном пространстве.