Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Адаптация студентов нового набора. Психологические особенности формирования студенческого коллектива

    - Адаптация студентов нового набора. Психологические особенности формирования студенческого коллектива

    Адаптация студентов нового набора. Психологические особенности формирования студенческого коллективаСтарцева Ирина Владимировна - преподаватель Уфимского колледжа библиотечного дела и массовых коммуникаций

    Переход от средней школы к среднему специальному учебному заведению требует целенаправленной организации социально-психологической адаптации студентов к новым условиям. В колледже студенты сталкиваются с рядом проблем, разрешение которых без должной организации и управления со стороны педагогов может привести к стрессам, неуспеваемости и значительному ухудшению здоровья.
    Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
    От того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов. Адаптироваться нужно:
    Во-первых, к учебному процессу, который во многом отличается от школьного. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения в общеобразовательной и профессиональной школах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала.
    Во-вторых, к новому коллективу. Определить «свое место под солнцем, завоевать авторитет и уважение однокурсников иногда любой ценой»:
    ? одеждой (экстравагантной);
    ? неординарным поведением («взрослым»: сигарета, мат);
    ? смелостью «непослушания» и т.д.
    В-третьих, к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы, быта, свободного времени.
    В-четвертых, к новым отношениям с родителями, т.к. подросток становится постепенно независимой личностью.
    Причины трудностей адаптационного периода.
    ? отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
    ? неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
    ? неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности, усугубляемое отсутствием привычки ежедневного контроля педагогов;
    ? поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
    ? отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с книгой;
    ? слабая база знаний из школьной программы.
    Эти трудности различны по происхождению. Одни объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

    Адаптационные мероприятия
    Успешный ход адаптации невозможен без глубокого изучения индивидуальных особенностей личности. Это возможно, если студентов привлекать к различным видам деятельности:
    ? дежурство;
    ? генеральная уборка;
    ? подготовка классных часов;
    ? разовые поручения;
    ? участие в мероприятиях колледжа;
    ? просто беседы «по душам» и т.д.
    Учебный год мы начинаем с торжественной линейки 1 сентября. После студентов нового набора кураторы знакомят: обзорно с будущей специальностью; ведением студенческой документации; организацией учебного процесса; проводят «урок знакомства».
    В конце дня в общежитии колледжа проводится развлекательное мероприятие «Давайте познакомимся».
    В течение года в колледже проводятся мероприятия:
    ? День первокурсника - посвящение в студенты.
    ? День учителя – день дублера.
    ? Индивидуальные беседы со студентами.
    ? Родительские собрания.
    ? Ежемесячный контроль знаний – ведомость успеваемости за месяц
    ? Ежемесячный контроль посещаемости – ведомость посещаемости за месяц
    ? Направление писем родителям по итогам обучения за семестр.
    Конечно, есть студенты, которые легко и свободно вписываются в систему требований норм и социальных отношений колледжа, но большинство подвержены дезадаптации, т.е. студент становится невнимательным, менее ответственным, хуже учится по сравнению со средней школой, появляется чувство неуверенности.
    Успешность адаптации студента зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от:
    ? его способности к установлению межличностных отношений с педагогами;
    ? навыков достойного поведения со своими одногруппниками, умения общаться с ними;
    ? способности принимать и соблюдать групповые и коллективные правила жизни.
    Важна для студента так же ситуация взаимоотношений с новым куратором, так как принятие и соблюдение групповых, внутриколледжных, социальных и этических норм также осуществляется в первую очередь через него. У некоторых студентов появляются сложности просто в информированности и организации колледжной жизни, и здесь важна поддержка куратора. Компетентность куратора в вопросах жизнедеятельности группы, его эмоциональное отношение к студентам, то есть характер межличностного контакта – одно из важных условий успешной адаптации студентов.
    Работа куратора на первом курсе среднего специального учебного заведения сложна и кропотлива. В течении года предстоит сформировать коллектив группы, изучить личность каждого обучаемого, обеспечить его индивидуальное развитие, подготовить к предстоящей профессиональной деятельности.
    При формировании студенческого коллектива необходимо учитывать процессы групповой динамики, которые происходят практически в каждой учебной группе. Рассмотрим фазы развития группы:
    1. Фаза ориентации (адаптационная). Это период становления, формирования группы, когда каждый ищет свое место, решает вопросы типа, как мне себя представить, кто эти люди, кто мне нравится, примут ли меня. Поскольку студенты еще друг друга не знают, то опасаются вести себя активно, наступательно, соответственно уровень несогласияв в группе невысок.
    2. Фаза конфликта (активации, активного напряжения). На этой фазе студентов волнуют вопросы типа, могу ли я здесь получить то, что желаю, как мне получить это, кто на меня влияет в большей или меньшей степени, как мне оказать влияние. Происходит процесс распределения ответственности, вызывающий эмоциональное напряжение, студенты, как правило, открыто не соглашаются друг с другом, происходит поляризация точек зрения, группа может разделиться на два или больше лагерей. На этой фазе можно управлять конфликтом, не подавляя его и не уходя от него.
    3. Фаза развития сплоченности (конструктивная, активно работающая). После разногласий группа концентрирует свою энергию на уменьшении конфликтов, фиксации норм определяющих поведение в группе. Вновь появляется неопределенность в высказываниях, как на начальном этапе, но она служит другим целям – изменению формы разногласий.
    4. Фаза консенсуса или поддержки: группа функционирует как единая рабочая группа, размышляет, советует, принимает решения, характеризуется высокой групповой сплоченностью, но не подавляет отрицательных эмоций, сознательно допускает проявление враждебности, чтобы конструктивно переработать в себе враждебные чувства.
    Если группа не достигает сплоченности, то она может остановиться на первой или второй фазе.
    С целью развития групповой сплоченности куратору, помимо традиционных и привычных классных часов, можно предложить нетрадиционные формы работы со студентами первого курса на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствует знакомству студентов, развития позитивного отношения друг к другу, групповой сплоченности.
    Некоторые игры приведены ниже:
    1. “Вот какой я!”
    Студентам раздаются карточки, и предлагается обозначить на них себя так, как ему (ей) хотелось бы, чтобы его (ее) здесь и сейчас называли. Студентам предлагается прикрепить визитку булавкой. Затем начинает знакомство, то есть назвать свое имя, откуда приехал, свои ожидания и опасения от тренинга.
    2. “Интервью”
    Студенты встают со стульев и стоят в кругу, с опущенными вниз головами, разглядывают обувь. Затем по команде студенты поднимают глаза и встречаются с кем-нибудь взглядом. Те, кто встретился взглядом, становятся парами. Они выходят из круга и ждут, пока все остальные не разобьются парами. Пары интервьюируют друг - друга, выясняя биографические данные, склонности, хобби и все, что им будет полезно узнать друг о друге, чтобы суметь в выгодном свете представить своего партнера так, словно, он привел его в свою компанию. Затем, у того кого представляли, спрашивается доволен ли он представлением и не желает ли он что-нибудь поправить, все желающие могут задать уточняющие вопросы. Работа завершается вопросом, обращенным к группе: «Ну что, принимаем NN?». В адрес NN звучат одобрительные аплодисменты… (игра проводится в три этапа)
    3. “Ближайший праздник”
    Студентам предлагается построиться в шеренгу по датам рождения: «начало здесь, конец – там». Все, больше никаких подсказок «Как хотите, так и действуете».