Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Октябрь 2020    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Самостоятельная работа в условиях профессиональной подготовки студентов специализации «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»

    - Самостоятельная работа в условиях профессиональной подготовки студентов специализации «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»

    Дрожжина Галина Семеновна,
    преподаватель
    библиотечных дисциплин ИОКК

    Информатизация общества, которая сегодня охватывает все развитие и развивающиеся страны в том числе Россию, приводит к формированию новой информационной среды с новыми технологическими возможностями и информационными отношениями. Это ставит перед системой образования принципиально важную проблему подготовки специалистов к жизни и деятельности в условиях информационного общества, когда овладеть новыми знаниями и специальностями, навыками деятельности они смогут только освоив методы самостоятельного поиска, переработки и использования информации содержащейся в многочисленных печатных и электронных источниках.
    Квалификация выпускника «Технолог автоматизированных информационных ресурсов» имеет срок освоения основной образовательной программы 1 год и 10 месяцев при очной и заочной формах обучения. Профессиональная деятельность технолога автоматизированных информационных ресурсов, как дипломированного специалиста сосредоточена в области библиотечно-библиографической науки и практики, а также информационных технологий и профессионально-ориентированных систем.
    Таким образом выпускник может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям: производственно-практическую, включая управленческую, методическую и консультационную, при необходимости научно-исследовательскую.
    Особенностью профессиональной подготовки студентов на библиотечном отделении колледжа является то, что они обучаются по циклу общегуманитарных, общепрофессиональных дисциплин, специальных дисциплин, дисциплин специализации и факультативов, тесно взаимосвязанных и дополняющих друг друга. Осуществляется единство учебно-теоретического обучения, производственно-практической подготовки и исследовательской работы, например при написании, оформлении и защите курсовых работ. Курсовая работа в последние годы представляется к защите не только в традиционной, но и в электронной форме. В качестве курсовой работы в колледже мною предложено составление библиографического указателя, над которым студент самостоятельно работает почти два года (под руководством преподавателя). В ходе подготовки курсовой работы студенты должны вести выявление источников информации (основных и дополнительных), самостоятельный поиск документов по конкретной теме, или проблеме, знать и применять на практике основные процессы библиографирования. Весь технологический и творческий процесс направить на создание качественного библиографического и информационного продукта (указателя). Более подробно этот процесс описан мною в статье «Методика создания библиографического указателя: советы и рекомендации». Курсовая работа в этом случае является формой отчетности по самостоятельной работе студента, служит средством контроля теоретической подготовки, умение применять полученные знания для решения конкретной профессиональной задачи (или задач) делать собственные выводы и обобщения.
    Важная роль в активизации самостоятельной работы отводится преподавателю-руководителю курсовой работы. Деловое общение происходит по схеме: преподаватель – студент (ка), где существует прямая связь: воздействие преподавателя на студента и обратная связь в двух направлениях:
    1) информация от студента к преподавателю о последовательности выполнения намеченных задач.
    2) информация получаемая студентом о правильности своих действий.
    В процессе руководства преподаватель должен помогать студенту развивать индивидуальные способности, исследовательские навыки, самостоятельность мышления и позитивный настрой к восприятию знаний.
    Завершающим этапом самостоятельной работы является защита курсовой, где студент продемонстрирует активную позицию, навыки дискутирования, умения отстаивать, или оспаривать теоретические положения, или практические соображения. Все это позволяет студенту увидеть результаты своего труда и получить удовлетворение от проведенной самостоятельной работы по специальности. Наиболее успешной в нынешнем учебном году была признана защита следующих курсовых работ, подготовленных студентами:
    ? Байкал – голубое око планеты: рекомендательный библиографический указатель – студент Кравченко Н.А.
    ? Современные писатели Иркутска и Иркутской области: библиографический указатель – студент Радкова О.А.
    ? Содержание журнала «Сибирь» за последние 5 лет: библиографический указатель – студент Жукова Е.А.
    ? 100 книг для вашего подростка: рекомендательный библиографический путеводитель по книгам – студент Фомина Н.В.
    ? С Саянском связанные судьбы: библиографический указатель – студент Лобова Н.А.
    ? Любимый Иркутск – середина земли: рекомендательный библиографический указатель – студент Макарова Н.А.
    ? Секреты милой красоты: рекомендательный библиографический указатель – студент Пух Е.М.
    ? Гармония вашего дома: рекомендательный библиографический указатель – студент Языкова В.А.
    ? Воспитание детей в русских традициях: рекомендательный библиографический указатель – студент Гайворонская Е.В.
    ? Содержание журнала «Наш современник» за последние 5 лет: рекомендательный библиографический указатель – студент Шульгина Л.И.
    Кроме составления курсовых работ успешным можно считать опыт в написании самостоятельных работ по предмету «Библиотечно-библиографическое краеведение». Это составление целевых программ по краеведению в своем регионе. Программы составлялись студентами дневного и заочного отделений. Завершается эта самостоятельная работа защитой работ. В ходе защиты большим серьезным разговором о судьбах своей малой Родины.
    Лучшими были признаны целевые программы:
    ? «Край сибирский – Земля Казачинская» - студент Закирзянова Н.
    ? «Город на Оке» (г. Саянск) – студент Лобова Н.А.
    ? «В крае Черемховском – моя малая Родина – студент Гаврилова Н.
    ? «Люблю тебя край сказочных лесов»: Чунский район – студент Гетманова Н.
    ? «Мой край – мой дом родной» с. Мордвино Зиминского района – студент Голубева О.
    ? «Край мой задумчивый и нежный» с. Казачье Боханского района – студент Черноглазова Т.
    ? «Станция Зима – здесь Родины моей начало» - студент Гаврилова О.
    ? «Природа нашего края. Тайна сибирских лесов». – студент Замащикова Т.А.
    ? «Таежный Чунский край» п. Чунский Чунского района – студент Пивоварова Ж.И.
    ? «Тулун – малая Родина – студент Каюмба Е.Н.
    ? «Уголок России – город мой» г. Тулун – студент Костина Е.М.
    ? «Большая любовь к малой Родине» - студент Войлошникова С.В.
    Опыт в организации самостоятельной деятельности студентов позволяет сделать простой вывод: желание студента проявиться творчески, сделать что-либо в процессе обучения самостоятельно пусть и под руководством преподавателя позволяет получить хорошие результаты и удовлетворение от качественно выполненной самостоятельной работы.