что нам нужно?
Кравченко К.А.
преподаватель Новосибирского областного колледжа
культуры и искусств
отделение декоративно-прикладного искусства
В современных условиях развития общества происходит глобальное переосмысление роли образования как общецивилизационного процесса. Художественное образование в нашей стране обладает большим потенциалом, который при целенаправленном использовании может не только наметить пути совершенствования системы обучения, но и способствовать эффективному освоению новых перспективных современных технологий обучения.
Историко-культурная обусловленность развития педагогики и методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в художественных вузах и ссузах может открыть для себя большое поле исследований, связанных с культурологическим и социально-психологическим анализом образовательных и воспитательных сред. Педагогическая наука, методика должна эффективнее участвовать в процессе создания, анализа и рефлексии нормативно-методологического и управленческого инструментария в системе обучения.
Процесс обучения в современном учебном заведении художественного направления требует особой формы организации занятий. Для того чтобы студенту адаптироваться в современных условиях развития общества, образования и производства, ему необходимо научиться самостоятельно добывать знания, активно участвуя в процессе обучения.
Поэтому в задачи педагога входит стимулировать познавательную и художественно-творческую активность студентов и ее социальную направленность с целью получения в результате обучения социально активной личности с высоким уровнем профессионализма.
Художественная подготовка личности протекает в рамках системы эстетического воспитания, поэтому программа обучения различным видам изобразительного и декоративно-прикладного искусства должна предусматривать знакомство студентов с основными направлениями эстетического воспитания.
Процесс обучения необходимо направить на решение следующих задач:
- вооружить студентов необходимыми теоретическими знаниями в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также ознакомить их с различными концепциями развития художественно-творческой личности;
- раскрыть воспитательные, развивающие и образовательные возможности искусства и самостоятельной изобразительной и декоративно-прикладной деятельности;
- научить студентов самостоятельно разбираться в теоретическом и научном материале, анализировать его и применять полученные знания на практике, т.е. активно участвовать в образовательном процессе;
- разъяснить студентам понятие эстетической культуры общества, системы эстетического воспитания в современном обществе;
- попытаться сформировать эстетическую отзывчивость студентов, их способность творчески преобразовать действительность, используя необходимые материалы искусства.
Если подходить к познавательной и творческой активности студентов в процессе обучения в широком социальном плане, то надо констатировать, что она влияет не только на улучшение качества знаний и творческий подход к учебной работе, но и на подготовку к будущей профессиональной деятельности.
Познавательная и творческая активность обеспечивает студенту активность восприятия окружающего мира. Таким образом, в любой профессии, в любом труде способность человека к творчеству является основой движения вперед, основой вдохновенного труда.
Трудно переоценить творческую способность - человек эстетически неразвитый решительно проигрывает не только как художник или ученый, но и просто как производственник. Формально-догматический тип интеллекта такого человека в окружающей действительности всегда будет видеть только то, что заранее известно ему из учебников, инструкций и распоряжений, что заранее "закодировано" в его памяти.
Искусства же, изобразительные и орнаментальные, таят в себе огромные возможности для развития творческой потенции, фантазии и интуиции, для ощущения студентом радости своего труда как творчества. Мы убеждены, что занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством открывают большие возможности для развития творческой личности.
Активность личности обычно рассматривается как один из видов психической активности, в которой проявляется интенсивность ее направленности на определенную деятельность, в данном случае, процесс обучения.
Социальная активность педагога и студента находит свое проявление в их поступках, деятельности и предстает перед нами как социальное явление реализации внутреннего потенциала личности.
В процессе обучения социальная активность выступает как способность педагога и студента к созидательному целенаправленному взаимодействию со средой, и в процессе этого взаимодействия должно происходить преобразование и среды, и самих участников образовательного процесса.
Изложенное выше позволяет нам рассматривать художественно-
творческую активность как один из видов социальной активности. Социальная активность личности проявляется в различных видах деятельности и выступает как активная трудовая, познавательная, художественно-творческая активность.
Социальная направленность процесса обучения позволяет выпускнику безболезненно адаптироваться впоследствии при вступлении в трудовую деятельность.
Для понимания специфики художественно-творческой активности и ее проявлений в изобразительной деятельности существенное значение имеет уяснение того состояния, в котором они находятся. Соотношение между ними является проявлением того общего соотношения, в котором находятся социальная активность личности и ее художественно-творческая деятельность.
Это соотношение социальной активности и деятельности участников образовательного процесса типично, естественно, и для их отдельных видов, в частности, художественно-творческой активности и изобразительной или декоративно-прикладной подготовки студентов, в которой она проявляется.
Поиск путей и средств формирования художественно-творческой активности обусловил необходимость психолого-педагогического анализа различных подходов к определению понятия творческой активности, уточнения сущности и структурных компонентов, определения уровней ее проявления, и выяснения психолого-педагогических особенностей личности студента.
При подобном подходе к процессу обучения необходимо ясно и четко представлять цели и задачи обучения не только педагогу, но и студенту.
Новое качество учебного процесса требует ориентации:
- на индивидуализацию путей освоения материала, самостоятельное изучение материала с последующей оценкой результатов, т.е. на изменение характера взаимодействия преподавателя и студента;
- на формирование новых видов учебной деятельности (поиск, оценка, отбор, организация информации и т.п.);
- на поисковую деятельность, умение студента работать с большим объемом информации;
- на индивидуальную, парную, групповую, дифференцированную работу студентов;
- на формирование межпредметных связей;
- на учет возрастных и психологических особенностей участников образовательного процесса.
Для достижения высоких результатов учебной деятельности требуется активизация эффективности контроля за познавательной и художественно-творческой деятельностью студентов, а также высокое качество наглядных и методических пособий, обеспечивающих комфортность обучения, организация среды активного вовлечения студента в познавательный и творческий процесс путем реализации результатов его деятельности на выставках, в научных конференциях, в печатных изданиях.
Таким образом, происходит ориентация процесса обучения на новые результаты в формировании грамотного специалиста и социально адаптированного индивидуума.
Список использованной литературы
1. Иконников, А. С. Пути совершенствования системы обучения академическому рисунку на ХГФ педагогических вузов. Дисс. …. докт. пед. наук / А.С. Иконников. – Хабаровск, 1998. – 651 с.
2. Кириенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В.И. Кириенко. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. – 304 с.
3. Кузин, В.С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – 4-е изд., испр / В.С. Кузин. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. – 304 с.: ил.
4. Кулак, И.А. Психологические принципы обучения / И.А. Кулак. – М.: Изд-во БГУ, 1981. – 280 с.
5. Ломов, С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Дисс. …. докт. пед. наук / С.П. Ломов. – М.: 2000. – 403 с.
6. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов. – М.: Учпедгиз, 1947. – Вып. 2. – 325 с.
7. Терентьев, А. Е. Существенные аспекты специализации подготовки художника-педагога по рисунку / А.Е. Терентьев. – М.: Просвещение, 1978. – 13 с.
8. Узнадзе, Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д.Н. Узнадзе. – Тбилиси: АН ГрузССР, 1961. – 178 с.
9. Фаворский, В. А. О рисунке. О композиции / В.А. Фаворский. – Фрунзе: Кыргызстан, 1966. – 77 с.
10. Хворостов, А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: Автореф. дисс. …. докт. пед наук / А.С. Хворостов.– М., 1983. – 29 с.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.