что нам нужно?
Валейко Александр Валерьевич,
преподаватель КГБОУ СПО Красноярский краевой библиотечный техникум,
e-mail: bibtech@mail.ru
Современный этап развития науки и техники характеризуется активным внедрением технических средств во все сферы жизни общества. Начало 21 века ознаменовано вхождением человечества в новую информационную фазу развития, когда жизнь и деятельность человека во многом связаны с созданием, переработкой, хранением и использованием информации. Исследуя современные тенденции развития мирового сообщества, ученые приходят к выводу, что занимаемое положение каждого члена общества напрямую зависит от способности производить, усваивать и использовать на практике новые знания и технологии. Новые ситуации в обществе требуют специалиста, сочетающего в себе способность быстро анализировать и принимать решения, используя для этого не только компьютерную технику, но и весь спектр технических устройств и механизмов.
В науке, технике и в жизни современного общества информационные процессы (сбор, обмен, накопление, хранение, обработка и выдача информации) играют важную роль. Они осуществляются на базе технических средств информатизации. Диапазон современных технических средств информатизации крайне широк: от компьютера с привычными периферийными устройствами до средств связи, устройств копирования и уничтожения документов.
Овладение техническими средствами, необходимыми для решения профессиональных задач, умение их обслуживать в процессе эксплуатации входит в круг профессиональных обязанностей людей различных профессий, в том числе и библиотечных работников.
Библиотековедение тесно взаимодействует с такими науками как: педагогика, психология, социология, книговедение, информатика, экономика, эстетика, архитектура, кибернетика, лингвистика и др. Интеграция с ними позволяет решать ряд конкретных задач библиотечного дела. В результате длительное время уже существуют такие учебные дисциплины, как «Технические средства в библиотечной деятельности» [3].
Данный курс (предмет) связан с науками, разделы, теоретические положения, методы которых имеют непосредственное отношение к нему. Этим важным положением порой пренебрегают. Специалисты других наук либо не разрабатывают библиотечного направления вовсе, либо предлагают решения, далекие от потребностей библиотечного дела. Ярким свидетельством тому является практическое отсутствие средств автоматизации и оргтехники, выпускаемых отечественной промышленностью специально для библиотек. За рубежом, напротив, заметен рост ассортимента средств и приспособлений, облегчающих труд библиотечных работников, создающих комфортные условия библиотекарям и читателям [1].
Деятельность библиотекаря, библиографа связана с созданием, поиском, передачей и использованием массива информации, преимущественно в документированной форме. Сокращение трудозатрат, связанных с обработкой информации, повышение качества работы с документами достигаются различными путями. Один из наиболее эффективных – использование в деятельности библиотекаря технических средств, средств организационной техники (оргтехники).
Чаще всего технические средства позволяют достичь несколько целей сразу. Например, механизация транспортировки литературы и требований читателей одновременно избавляет библиотечных работников от трудоемкого физического труда и сокращает время ожидания книги читателем; использование копировально-множительной техники приводит к устранению излишней ручной работы (раньше значительная часть рабочего дня каталогизатора уходила на дублирование каталожных карточек), способствует повышению культуры обслуживания и позволяет достичь оперативности подготовки библиографических изданий. Еще один пример: использование проекционной, звукозаписывающей, видео- техники предоставляет библиотекарю новые возможности воздействия на аудиторию, которыми он не мог располагать ранее, облегчая вместе с тем восприятие информации читателем.
Активным фактором, стимулирующим необходимость механизации и автоматизации библиотечно-библиографических процессов, является постоянный рост потока печатной продукции. Это заставляет библиотеки искать новые пути в комплектовании и использовании фондов, что связано с применением тех или иных технических средств.
Технические средства – это широкий спектр приборов, аппаратов, устройств, систем, механизмов используемых в работе, в том числе и библиотечно-библиографической деятельности.
К средствам же оргтехники относится большой перечень технических средств, начиная от карандашей и заканчивая сложными системами и средствами передачи информации. В толковом словаре Ожегова дается следующее определение: организационная техника — разнообразные технические средства механизации и автоматизации инженерного и управленческого труда.
Вот еще одно определение:
ОРГТЕХНИКА (организационная техника) - комплекс технических средств для подготовки документов (напр., пишущие машины), их копирования (напр., светокопировальные аппараты, электрофотографические аппараты), обработки, хранения и автоматического поиска (напр., механизированные картотеки, поисковые системы), внутриучрежденческой связи, используемых в целях механизации и автоматизации управленческих и инженерно-технических работ.
Современная библиотека – это информационное, культурно-просветительское, а порой и научно-исследовательское учреждение, социальный институт информации, культуры, науки, досуга. Существенным для библиотек является не только наличие в них различных технических средств и современных технологий, но и умение работников грамотно их использовать. Изучение и грамотное применение технических средств в работе библиотекаря, библиографа – и есть основная цель курса «Технические средства в библиотечной деятельности».
Студенты используют полученные в ходе изучения «Технических средств…» практические навыки при подготовке и проведении культурно-массовых мероприятий. Именно здесь появляется уникальная возможность продемонстрировать свое умение работать с современными техническими средствами и получать от этого моральное и эстетическое удовлетворение.
Что должен уметь современный студент, принимая участие в техническом сопровождении массового мероприятия? Во-первых, подключать и настраивать звукоусилительную аппаратуру, а также работать с аудиоустройствами. Ведь не секрет, что качественным может быть лишь то мероприятие, которое имеет соответствующее музыкальное сопровождение. Во-вторых, любое более-менее значимое событие в жизни учебного учреждения, должно быть запечатлено на фотоснимках или кинокадрах. А это значит, что здесь не обойтись без умения использовать современную цифровую технику: фотоаппарат и видеокамеру. Нельзя забывать и о правильной настройке микрофонов на сцене. Видеопроектор также станет весомым подспорьем во время празднования, скажем, Дня Победы.
Именно массовые мероприятия могут стать планкой оценивания полученных студентами знаний на уроках по изучению технических средств. Главным средством высокого уровня профессиональной социализации личности должна выступать творческая деятельность студентов в рамках не только специальных, но и социогуманитарных и общеобразовательных дисциплин. В связи с этим становится чрезвычайно важным овладение преподавателями новыми педагогическими технологиями, формирующими не только творческую активность студентов, но и адекватную мотивацию на изучение специальности в целом и конкретного предмета в частности при помощи технических средств.
Итак. Предмет «Технические средства библиотечной работы» возник в результате взаимодействия библиотековедения с целым рядом дисциплин: информатика, кибернетика, книговедение и др. Да и сами «Технические средства…» тесно связаны с различными дисциплинами общепрофессионального и специального циклов.
Практически любая наука использует технические средства. Технические средства применяются не только при изучении специальных курсов и программ. Каждая учебная дисциплина прибегает к их помощи для решения самых разнообразных задач. Так, на уроках литературы, при помощи видеомагнитофона, DVD – проигрывателя и телевизора можно (и нужно!) изучать творчество писателей и поэтов. А сколько существует художественных фильмов и авторских программ! Каждый значимый юбилей писателя, поэта находит свое отражение на телевидении. Такие телевизионные передачи можно записывать на видеоаппаратуру и затем активно использовать в учебном процессе.
В последнее время наиболее актуальным является применение в учебном процессе мультимедиапроекторов. Видеопроекторы (мультимедиапроекторы) – это устройства, позволяющие проецировать на экран статические и динамические сигналы от различных аудиовидеоисточников как отдельно, так и в их совокупности и даже одновременно с несколькими источниками.
Такими источниками могут быть: видеомагнитофон, проигрыватель видеодисков, аналоговая и цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат, телевизор, персональный компьютер. Во время работы проектор легко переключать с одного устройства на другое, что дает возможность использовать одновременно видео и даже два компьютера. В основном такие проекторы применяют для презентаций. Некоторые модели мультимедиапроекторов позволяют записать в имеющуюся у них карту памяти подготовленные на компьютере файлы с презентациями и показывать эти данные на экране.
Для крепления мультимедиапроекторов используются различные устройства: стационарные, переносные, стойки-этажерки на колесиках, подвесные подставки и т.д. Все более популярно крепить проекторы к потолку. Для этого обычно используются специальные потолочные штанги. Выбор устройств крепления разнообразен: так, предлагаются специальные, вмонтированные в фальшпотолок, лифты, позволяющие опускать проектор на нужную высоту с помощью подвесок типа «ножницы» [2].
Новинкой является настенный дисплей, который, по мнению создателей, может заменить проектор, телевизор со стереозвуком, электронную доску и проекционный экран. Он предназначен для установки в помещениях для проведения совещаний, учебных занятий и т.п. Дисплей выглядит как обычная белая доска размером по диагонали в 1,5 м и толстой верхней рамкой, из которой выдвигается расположенный под большим углом к экрану встроенный проектор.
Технические средства просто незаменимы при проведении семинаров, открытых уроков, «круглых столов» и других форм уроков. По собственному педагогическому опыту хотелось бы отметить, что значительное оживление среди студентов вызывает показ обучающих видеофрагментов на уроках БЖД (безопасности жизнедеятельности). Вот некоторые из тем таких видеофрагментов: «Правильное применение огнетушителей», «Как правильно вести себя при химическом заражении территории», «Гражданская оборона сегодня» и «Шокирующие моменты в чрезвычайных ситуациях». Во время семинарских и лабораторно-практических занятий происходит анализ конкретных нетиповых или даже непредвиденных ситуаций. Студентам демонстрируется видеоматериал, содержащий проблемную ситуацию. Разворачивается дискуссия с целью поиска путей ее разрешения. Каждый студент высказывает свое мнение о проблемной ситуации и о путях выхода из нее. Студенты, выступившие со сходными мнениями, объединяются в подгруппы. Между последними разворачивается дискуссия, цель которой – определить истинные причины инцидента и оптимальные пути выхода из него.
Незаменимы технические средства при подготовке и защите студентами докладов, сообщений. Видео- или фотопрезентация, сопровождающая такой доклад, позволяет наглядно демонстрировать учебный материал и выделять в нем те моменты, на которые необходимо обратить внимание слушателей.
Характерной особенностью технических средств являются постоянное развитие, совершенствование, появление новых устройств, реализующих раннее невиданные возможности. Некоторые образцы техники, наоборот, морально устаревают (например, диапроекторы, кассетные магнитофоны, видеомагнитофоны), уступая свое место более совершенным.
Как итог, хотелось бы сказать, что учебные учреждения, как и все наше общество, вступили в 21 век. Век быстро растущих потоков информации, бурного развития техники и технологии. В современной высококонкурентной среде резко возросла потребность в высококвалифицированных сотрудниках, адаптированных к условиям, диктуемым глобальными информационными процессами. Чтобы быть конкурентоспособными, преподавателям просто необходимо использовать технические средства в своей работе, уметь привлечь студентов к активному применению аудио и видеоаппаратуры.
Литература:
1. Алешин, Л.И. Аудиовидеотехнические средства в библиотеке [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. И. Алешин.– М.: ИПО Профиздат, 2003.– 144с.
2. Воронин, Ю.А. Технические аудиовизуальные средства обучения [Текст]: учеб. пособие.– Воронеж: ВГПУ, 2001.– 136 с.
3. Тельнов, Н.И. Технические средства пропаганды и обучения [Текст] / Н. И. Тельнов.– М.: Искусство, 1985.– 176 с.
4. Шафрин, Ю.А. Информационные технологии [Текст] / Ю.А. Шафрин.– М.: ПРИОР, 2002
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.