Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Развитие творческих способностей студентов НОККиИ на уроках гуманитарных дисциплин (из опыта работы)

    - Развитие творческих способностей студентов НОККиИ на уроках гуманитарных дисциплин (из опыта работы)

    Илюшина Екатерина Моисеевна,
    преподаватель истории и теории культуры
    Новосибирского областного колледжа культуры и искусств

    Еще в 1938 году русский философ Георгий Петрович Федотов высказывал опасение: «Есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной России. Голая бездушная мощь – это самое последовательное выражение каиновой проклятой Богом цивилизации». В какой-то степени в противовес сегодняшней практике дискретного образования считаем, что главными направлениями российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, раскрытие творческих способностей студента. Система образования должна включать всесторонне развитие личности. Чем богаче натура, тем ярче она проявляется в профессии. Что касается профессии педагога в сфере культуры и искусств, то она дает широкий спектр возможностей для творческой деятельности. Творчеством чаще всего называют то, чем занимаются наши студенты на специальных предметах и за рамками учебного процесса (концерты, выступления). Что касается общеобразовательных и гуманитарных дисциплин, то они вроде бы выпадают из сферы творчества, но это на первый взгляд.
    Целями педагогического процесса на уроках гуманитарных дисциплин являются нормативные государственные цели – интересы и запросы по В идеале все должны уметь рифмовать, рисовать, танцевать, написать сценарий и т.д. Девизом служит фраза: «Талантливый человек во всем должен быть талантлив». В качестве специальных целей (я их называю инициативными), являются цели, вырабатываемые самими педагогами- практиками с учетом специфики отделения, уровня подготовленности студентов. Условно их можно разделить на три группы: профессиональной подготовке, цели работодателя (выпускник должен быть таким-то и таким-то, уметь должен делать то-то и то-то). Наше учебное заведение выпускает специалистов творческих профессий: режиссеров, хореографов, художников, исполнителей на музыкальных инструментах для сельской местности. Работа в сельских домах творчества предполагает не только конкретную работу по специальности, но и другие навыки творчества.
    Творческая деятельность отличается способностью личности выходить на верхние пределы своих возможностей. Творить – значит работать за пределами своих обыденных знаний. Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений. Творческий потенциал студентов, особенно важный в юношеском возрасте вследствие его сензитивности для самосозидания, сам формируется в процессе личностного саморазвития, Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность того, что оно не будет сформировано в будущем. Следовательно, не поддержав в юношеском возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности, связанные с отсутствием опыта активизации внутренних стимулов саморазвития.
    Побудительные мотивы к творчеству у разных студентов самые различные. Опыт показывает, что побуждение преподавателя к творчеству студента натыкается на различное отношение: от возмутительно-негативного (зачем нам это надо, я не на поэта учусь) до позитивного (проявление интереса, желания сделать лучше, чем у остальных). Закономерен вопрос: какова мотивация? Первое, что здесь срабатывает, что прочные знания, умения и навыки сами по себе являются сильным мотивирующим средством или фактором развития своей личности и выполнение заданий творческого характера, в том числе. Используются широкие социальные мотивы (ты должен, ответственен и т. д.), узкие социальные мотивы (человека, который везде талантлив, заметят окружающие, он может получить достойное вознаграждение за свой труд), широкие познавательные мотивы (ориентация на эрудицию, удовлетворение от самого процесса творчества и т.д.). Полезными иногда бывают слова великих мыслителей, например, Гегеля: «Всякая душа измеряется огромностью своего стремления». Практика показывает, что большинство студентов привыкают к неизбежности быть творческими и талантливыми и получают от этого удовольствие и, как правило, их творчество хорошо оценивается. Формы и способы творчества студентов зависят от заданий преподавателя. Предмет «История и теория мировой и отечественной культуры» позволяет задать различные ролевые ситуации через примерку на себя роли рыцаря, прекрасной дамы, ведьмы, которую осуждает инквизиция, средневекового купца, древнего эллина, выступающего на агоре (площади), древнего египтянина, восхваляющего Нил и т.д. Студенты должны высказать свое отношение к людям и событиям, оставившим свой след в истории. Примеры заданий: написать оду, панегирик, эпитафию, письмо от имени определенного или безымянного героя, сценарий путешествия на машине времени и т.д. Студенты музыкальных специальностей по выбору выражают свое отношение к предмету задания даже исполнением мини-произведения собственного сочинения. Одними из самых любимых мною заданий являются творческие задания по культуре Древней Эллады, рыцарской культуре, дворянской культуре, древнерусской культуре, хотя цикл заданий более широк.
    На уроке по теме «Культура Древней Эллады» студенты получают задание написать обвинительную и оправдательную речи героям мифологического или исторического характера и произнести их с равным вдохновением перед аудиторией. Студенты моделируют при этом древнегреческий одеон, где проходили состязания по ораторскому мастерству с подобными целями. В такой деловой игре кроме принципа имитационного моделирования исторической ситуации реализуется принцип совместной деятельности в условиях взаимодействия. В качестве персонажей обвинительной и оправдательной речей фигурируют и Лернейская гидра, Геракл, Антигона, Циклоп, Крон и Гефест, сам Зевс, Сизиф, гордый Икар и мерзкий Тантал, которого «оправдывают» самые виртуозные адвокаты- студенты. Но больше всего и ярче всех обвиняется и оправдывается убийца Медея, ей посвящают свои вирши почти половина соревнующихся. (Срабатывает фактор изучения античной литературы на уроках литературы). Результатом откровенно радуюсь – перечитаны или хотя бы перелистаны книги по мифологии, приобретаются навыки стихосложения (некоторые пишут даже гекзаметром), на лице радость творчества и, прежде всего, на лице педагога. Есть просто шедевры и это при отсутствии необходимого литературного опыта и при известном пренебрежении каноническими нормативами. Как минимум яркий талант и огромная тяга к непрозаическому роду занятий. Приведу один пример: «Обвинение Сизифа» « …Теперь ты в вечной кабале Аида.
    И только лишь затащишь на вершину глыбу,
    Как с грохотом она сорвется вниз.
    И этот вечный бесполезный труд
    Богов над нами маленький каприз».
    И еще, обвиняя:
    «Пандора – девушка- краса.
    Не стоит воду пить с лица.
    Она умна, хитра и лжива,
    Хотя прелестна и красива»
    Оправдывая:
    «Если б не Зевса была воля,
    Пандоры не было б на свете.
    Такая смертных была доля ,
    Чтоб зло селилось на планете
    Она приказ лишь исполняла –
    Такая роль ей отвелась.
    Она, наверное, не знала,
    Что для несчастья родилась».
    Кроме того, студенты должны написать сочинение по 5 темам различного уровня сложности: один день жизни древнего эллина, путешествие из Афин в Спарту, путешествие на машине времени к известным эллинским мыслителям Сократу, Платону и др. (Одна из студенток отказалась ехать на машине времени, она предпочла лошадь времени, так как она обнаружила слабость – боязнь закрытого пространства и ей больше нравится путешествовать верхом). Любопытно, что мало кто из студентов критически воспринимает историческую реальность Эллады, как будто не было там жестокости, лицемерия, ненужных жертв, несправедливости, наконец. Восторженные поэтические и не совсем поэтические возгласы. Не сговариваясь, студенты разных лет пишут одинаковым штампом: «О, Греция, великая страна». Восхищаются Афродитой:
    «Заворожила очи Афродита нам.
    И если ветерок коснется вдруг к устам,
    Вдруг оживет она, задвигается стан.
    И блеск очей и гибкость рук и ног,
    А если скажет, то красивым будет слог»
    Далекая во времени страна представляется райским местом:
    «Все в совершенстве дарит дивная Эллада
    И раствориться в пышности твоей я буду рада».

    Как говорится, в Греции все есть и почти все студенты мечтают туда попасть, именно в древнюю Грецию, а не в современную, хотя и в нее тоже. Анализируя творческие работы, приходится делать вывод, что значительная часть студентов не желает жить в своем времени, предпочитая не только Элладу, но и Италию в Возрождение. Предпочитают и Россию, но в 19 веке. Хотят быть прекрасной дамой в Средневековье, толком не зная, что за страшная эта эпоха. Возвращаясь к Элладе, хочу представить совсем профессиональное стихосложение Алены Михайловой (режиссерское отделение) «Афины ночью»:
    «Звезды сыплются мелким горохом,
    Бродит неба сиреневый дым,
    Я стою у подножья Олимпа
    И смотрю на величье Афин.

    Возвышаются белые храмы,
    Тонет в зелени город большой,
    Здесь кричит каждый маленький камень
    И ты веришь, что камень живой.

    Боги здесь постарались на славу,
    Но и люди им дань вознесли
    В каждом храме и каждой скульптуре,
    В каждой пяди богатой земли.

    Все здесь веет покоем и негой.
    Мирно спит под защитой богов.
    Ну, а я у подножья Олимпа
    Буду слушать дыханье цветов.
    И апофеозом восторгов по Древней Элладе является гимн этой великой культуре, написанный студенткой хореографического отделения Ларисой Гмыря. Рамки статьи не позволяют воспроизвести все произведение, хотя оно вполне достойно как образец творческого отношения к предмету, себе, жизни.
    «Весенние улицы Древней Эллады
    Сливаются с небом – летят в бесконечность.
    Под сенью олив, сред лазури прохлады
    В старинных порталах покоится вечность.
    ..…… ……………………………………..
    И в город входя, забывая на время
    Сегодняшний день и заботы унынья –
    Пегас перед вами, качается стремя.
    Смелее взлетайте – крылаты отныне.

    Равны вы богам, и хоть Зевса угрозы
    Немного страшны, вы его успокойте,
    Дарите ему красноречия розы
    И … ваш Громовержец, и смело устройте

    Великий парад Олимпийским богам –
    Пусть сам Посейдон поспешит к берегам.
    ………………………………………….
    Кончается утро, но свет лишь колонн
    Играет на лире заветного чувства.
    Идет в окружении муз Аполлон,
    Бог солнца, святой покровитель искусства.

    Его полюби и тебя не покинет,
    Гармония света с тобой не расстанется.
    Быть может, узнаешь другие святыни,
    Но с музами вовсе не сможешь раскланяться.

    …………………………………………………
    Друзья! Не забудем же мифы Эллады -
    В них жизнь и веселье, и море отрады.
    Живите светло, не глядите сердито,
    И в дом ваш зарею войдет Афродита».

    В этом светлом гимне чувствуется крылатая душа, и обнаружена потребность оседлать Пегаса.
    Рыцарская культура стоит на одном из главных мест по интересу к ней. Урок строится на противопоставлении реального исторического рыцаря и изображенного в рыцарских романах. Реальный рыцарь не всегда соответствовал литературному персонажу и некоторые студенты разочаровываются в рыцарском образе вообще, меняют отношение к куртуазной любви. Показательны такие строки стихотворения:
    «Вспышкой молнии, яростным ветром
    Над землею несется, подобно стреле,
    Рыцарь черный, посевов топча километры,
    Как пламя пожаров во мгле.
    …………………………………………..

    Высекая копытами искры,
    Его конь неустанно несется вперед.
    Черный всадник, как дьявол жесток и неистов,
    Он чаще не жизнь, а гибель несет.
    ………………………………………….

    Черный рыцарь летит через время,
    Безразличный к мольбам, беспощадный как смерть.
    Недостойный свободы, он ее не имеет.
    Только может одно – умереть».

    Маша Дорошенко пишет о рыцаре тоже без восторга:

    «……………………………………………..
    Но было в этом рыцаре и то,
    О чем я ранее совсем не знала.
    То, что воинственному образу его
    Ни мужества, ни силы никак не придавало.

    Он целый день мог в карты проиграть,
    Он развлекался, пил, богатства грабил.
    И потому он в представлении моем
    Былое восхищение утратил».

    Другие студенты вовсе не изменили в себе представление о рыцарях. Не веря исторической правде, утверждают:
    «Пусть говорят, что совершаешь ты грабеж,
    Но для меня все это - ложь.
    Я помню сказки про тебя,
    Ты добрый, милый для меня».

    Одна из студенток, размышляя, примиряет обе стороны: «Мы видим, что трусость, гордыня и честь, живет в них на пару с отвагой».
    Погружение в ту далекую эпоху бывает настолько глубоким, что будит эмоции, свойственные персонажам той эпохи. Юноши пишут посвящение Прекрасной Даме, записку с просьбой о свидании. Девушки – ответ на письмо от возлюбленного. Желание быть рыцарем выражается бесхитростно и искренне:
    «Пусть я не король и даже не герцог,
    Но все же позвольте быть рыцарем сердца».

    Современный рыцарь готов на все ради любимой:
    «… Я сам разрушу замок из камней,
    Сорву замки я голыми руками».

    …………………………………………
    «И этот образ я храню,
    В него я свято верю!
    И в самом дьявольском бою
    Я Ваше имя повторю».

    Тоска по рыцарю обнаруживается во многих посланиях:
    «О, где прекрасный рыцарь мой?
    Хочу я встретиться с тобой.
    Мне любы были б все твои слова,
    От них кружилась б голова».

    Но встреча с рыцарем – это искушение для добропорядочных замужних Прекрасных Дам:

    «И Вы опять, подобно вору,
    Мой взгляд похитили тогда.
    В плену любви, в ее оковах
    Ведь пропаду, ведь я грешна…

    …………………………………
    Забудем нежное влечение,
    В острог запрячем мы любовь.
    Учиться надо жить без песен…
    Не отвечай – не надо слов».

    Многие мечтают о том, чтобы рыцарь пришел хотя бы во сне:
    «Где ты, рыцарь на коне?
    Ты приди ко мне во сне.
    У несемся в облака,
    В те далекие века».

    «Сегодня, в нынешнее время
    Не ценит женщину мужское племя.
    Не сочиняют нам сонеты –
    Плохие из мужчин поэты». –
    сокрушаются девушки, но иногда пишут представители мужского племени , правда, не совсем сонеты, но получается неплохо:
    «Ты идеал и ты богиня,
    Я вознесу на пьедестал
    И образ твой и твое имя.
    Тебе рабом навеки стал.

    ……………………………..
    Я помню нежных рук твоих
    К моим рукам прикосновенье.
    Бог создал только для двоих
    Такие чудные мгновенья.

    Приходит день, но мне не легче,
    Приходит ночь – но я один.
    Моя тоска как будто вечность,
    Я сам себе не господин.

    Хочу с тобою быть я рядом
    Прижать к себе, поцеловать.
    Моя любовь мне стала адом,
    Хотя могла бы раем стать.




    Нет, я совсем не умираю,
    Но и без тебя и жизни нет.
    Что делать, я уже не знаю,
    И для чего мне этот свет?».

    Напрасно сокрушается Свирина Олеся:
    «…Тобою дамы восторгались,
    Платки теряли по пути.
    И залы мигом оживлялись,
    Лишь успевал ты в них войти.

    Перед тобой, склонив колено,
    Стоит уж 21 век.
    Мир стал другим, сменилось время
    И стал так скромен человек».

    Однако основная масса юношей вовсе не мечтает оказаться в тех временах и становиться рыцарем:
    «У меня нет коня и доспехов нет,
    Не струиться за мной былой славы след».

    Зачем посвящать гордой даме вирши, трудиться, когда:
    «…Все сотрет зверье по прошествью лет.
    Красоты твоей ведь растает снег.
    Так пойдем с тобой без стихов гулять,
    Будем пить вино и рассвет встречать».

    А вот еще одно признание:
    «Когда-то были времена такие,
    Когда все дамы были как святые.
    Мужчины их боготворили
    И часто на руках носили.
    Живя в то время, я хотел бы сгинуть,
    Чтоб побыстрей его покинуть.
    Ведь я уже привык жить в свой век,
    Когда продвинут человек».

    Возвращаясь в век нынешний из далекого рыцарства, одна из студенток констатирует:
    «Взгляните на сегодняшних людей –
    Они грустны. И редко встретишь счастье…
    Ни культа, ни доспехов, и не страсти.
    Турниров нет и нет возвышенных идей.
    И изменить все это уж не в нашей власти».

    Хотя к рыцарству можно отнестись с юмором, как отнеслась Таня Сероглазова в своей балладе о том, как рыцари искали чашу Грааля, а нашли полумертвые тела. Призыв: не надо искать рыцарей, все обман, и надо прозаичнее отнестись к теме несбыточной любви.
    Русскую культуру мы проходим после мировой, поэтому творческие задания уже выполняются без сопротивления, накоплен некоторый опыт. Погружением в мир язычества славян начинается творчество студентов по художественному восприятию и осмыслению этой эпохи. Задания нежесткие – минисочинения в прозаической или стихотворной форме, рисунок, поделка.
    До этого был пройден теоретический курс, состоялось знакомство с мифологией, где рассматривались восточнославянские божества. Любимым образом остается русалка. По мифологии она злобная, мстительная, жестокая. Но студенты о ней пишут в романтическом стиле. Если уж она кого заманила и утопила, то перед смертью подарила утопленнику любовь. Многие от несчастной любви сами хотят стать русалкой:
    «Тяжело на сердце мне –
    Нет милей Ивана.
    От разлуки , от тоски
    Не срастется рана.

    Как трава, я зелена
    И росой покрылась.
    А водица ледяна,
    Словно притаилась.

    Грудь мне жжет огонь любви…
    Остуди мне душу!
    Знаю, батя, не простишь
    Дочке непослушной .

    Ночь, вода, земля возьми
    Грешной девы душу.



    Маша, Маша, твой венок
    Я нашел у пруда.
    Ты откликнись, мой дружок,
    Мы сбежим отсюда.

    Что за хохот, что за смех?
    Чувствую дурное…
    Глаз знакомых вижу блеск.
    Маша, где ты, где ты?

    Я, Иван, - свежа роса,
    Я – туман над прудом,
    Обними густой камыш,
    Я русалкой буду».

    Вторым по значимости идет домовой, которого представляют:



    «Незаметный, как сверчок,
    Странный милый старичок.
    С ним порядок и уют.
    Песни про него поют».

    Следующей темой, которая творчески и художественно осмысливается, – Культура Московской Руси. Моментом исследования в самостоятельной работе является «Домострой», который до сих пор вызывает споры о его важности и необходимости. Задания по этой теме включают летописи неизвестного монаха, письмо брата, былины и оды, гимны и сказки. Многие воспринимают «Домострой», как необходимый до сих пор путеводитель по семейной жизни:
    «Во времена Ивана Грозного
    Создался мудрый «Домострой».
    Его советы столь серьезные
    Помогут обрести покой.

    Добро придет и в дом, и в семью,
    Саму себя душа найдет.
    Как под деревьев райских сенью
    Жизнь новый смысл приобретет».

    Одна из студенток отвлеченно рассуждает об обязанностях молодой жены:
    «Чтобы мужа не забыла,
    И стирала, и кормила.
    Чтоб молилась в тишине,
    И рыдала при луне.



    А коль это не исполнит –
    Все пробелы муж заполнит.
    Но не вкусным пирогом,
    А хорошим кулаком.

    Обижаться здесь не стоит,
    Хоть и сердце часто ноет.
    Переход здесь нужен плавный,
    Ведь в семье мужчина главный» -
    заключает она миролюбиво. Интересна по форме «одна страница из отчетной или амбарной книги», где все скрупулезно подсчитано потраченного и приобретенного, а также кого и за что надо высечь из детей и из слуг. Чья-то фантазия остановилась на подражании Ваньке Жукову, пишущего письмо на деревню дедушке, кто-то послал Федота-стрельца не в сказочную, а историческую Московскую Русь. Есть и такой опус «житие Ивана-дурака и жены его» на четырех листах, смысл которого в том, что как бы муж не управлял по «Домострою», но …

    «Невдомек глупцу Ивану
    Эту истину понять:
    Мудрость женская веками
    Будет мужем управлять».
    Постоянный интерес у студентов вызывает тема «Дворянская культура», которая изучается в конце 4 курса. К тому времени опыт выполнения творческих заданий максимален и о балах и дуэлях пишут и с восторгом и с иронией. Эти явления дворянской культуры воспринимаются с различными оценками студентами и студентками. У студенток в творческих работах присутствует сожаление, что не они являлись теми роковыми женщинами, из-за кого происходили дуэли. Есть без всякой поэзии откровение: «Хочу, чтобы из-за меня перестрелялись все богатые мужчины». Но мужчины стреляться не хотят :
    « Сегодня ночью мне не спится,
    От страха мне не спится, подлецу,
    Что завтра надо на дуэль явиться,
    Со смертью стать лицом к лицу.

    Уснул. И снится сон, в котором вижу,
    Что я стреляться не готов.
    Себя за это ненавижу,
    Ругаться больше нету слов» .
    …………………………………..
    Барышни ситуацию воспринимают по-другому:
    «В блестящем омуте тщеславья
    Кружились дамы на балу.
    Игриво в танце разлетались
    Прически, платья. Все смеялись

    Огонь страстей, любовь, интриги –
    Все посмешалось в вальсе мигом.
    ……………………………………..
    И далее: Но жгучий темперамент…
    Честь… Оскал
    …………………………………….
    Не будет светлых женских дней,
    Не будет свадьбы, первый крик детей…



    Есть сожаления:
    «И много храбрых и отважных,
    Которые ценили честь,
    Погибли в тех боях напрасных,
    Считавши выполненной честь.
    …………………………………
    И вот раздался залпа гром,
    Свист пули, поражения…
    И не заглушит горе ром
    Отца, что в кресле, в их имении».
    И есть и несогласные и громко об этом заявляющие стихом, отдаленно похожим на белый:
    «Что же ты, муж 21 века,
    Позабыл о традициях, живших когда-то.
    Иль не стою я пролитой крови,
    Иль другая уже на примете?».

    Есть разумное рассуждения о противоречиях и предрассудках эпохи:
    «Как ловок он, какой он меткий,
    Но вы спросили ли хоть раз,
    В какую он был загнан клетку
    И как терзается сейчас?

    Его рука курок нажала,
    Он пулю выпустив в того,
    С кем дружба крепкая связала
    Его и … мертвого того

    Из-за какой-то глупой девки...».
    …………………………………

    Здравых девушек у нас хватает. Такое вот размышление-недоумение о дуэлях:
    «Наверное, мы все в бреду.
    Нет, на дуэль я не пойду.
    Бессмысленно дворян мы губим.
    Зачем дуэль? Что этот мир совсем не любим?».
    А вот бал без дуэли – это восторг и упоение, как у Наташи Ростовой:


    «Вот утро засверкало, заискрилось,
    Начался новый день, пора вставать.
    Сегодня буду я счастливой –
    Сегодня буду танцевать.



    Скорей на бал! Сегодня бал!
    Кричит душа вся в нетерпении.
    Зовет меня огнями зал
    В свечах волшебного свечения.

    ………………………………….
    О бал! Я заверчусь и закручусь,
    Я буду громче всех смеяться.
    Я буду с каждым танцевать,
    Чтоб в старых девах не остаться».

    Но не все представляют свой дебют на балу таким успешным:
    «…Дебютантки танцевали,
    Их все гусары развлекали.
    У стенки знатные старухи
    Уж обо мне пускали слухи.

    Вот вальс прошел, прошла кадриль,
    Мазурка подходила к завершению.
    А я стояла у окна
    И сплетен я была мишенью».

    Были примеры частушечного творчества под гитару, выражающего здравое отношение к вопросам, не затрагивающим их лично:
    «…Зачем устраивать дуэли?
    Перед собой такой не ставим цели.
    Их предрассудки и моральные устои
    Душили их, не дав покоя».

    Некоторым апофеозом творческого стремления художественно осмыслить эпоху и культуру в целом является иллюстрация явлений и событий культуры изобразительными средствами того вида искусства, которому обучаются студенты. Сцены дуэли и бала были изображены средствами хореографии в полноценных спектаклях студентами хореографического отделения, сценарии и либретто к которым написали они сами. Если 44 группа за основу взяла «Евгения Онегина», то студенты 46 группы сделали спектакль по мотивам «Маскарада» Лермонтова, наполнив его еще и драматическим содержанием.
    Несколько слов о творческом задании по философии. Студентам предлагается написать эпиграмму, эпитафию, минисочинение. Ограничусь здесь посвящением Вольтеру:

    «Философ был почти никчемный,
    Зато отменный сердцеед,
    Судьбой любим и защищенный –
    Его боялся целый свет.

    Король и шут, мудрец и плут,
    Он против церкви был настроен,
    Но в Бога верил до конца –
    Вот в этом сущность мудреца».

    Результативность таких заданий очевидна. Через творчество студент раскрывает себя, свое психологическое состояние – за маской кроется душа.
    Ведь это конкретная Маша и Даша кружатся в вальсе на балу, становятся объектами рыцарского поклонения. Это они хотят стать русалками от несчастной любви. Конкретные Вася и Саша не хотят погибать на дуэли и быть глупыми рыцарями – другое время, другие ценности. Через такие задания раскрываются аксиологические установки. Каждый раскрывает свои желания, даже при выборе темы. В течение 13 лет я собирала эти задания и, проанализировав, поняла, что поколение 96-г. отличается от поколения 2008г. Ушла растерянность, многие знают, чего хотят. Результативность видна в том, что темы, которые творчески осмыслялись и иллюстрировались, гораздо лучше запоминались.
    Знания, умения, навыки наши студенты переносят в новые обстоятельства. Это позволяет студенту расширить мир эмоций, превратить знания в осознанную необходимость для самосовершенствования и применение в жизни. Как говорится, и мой урок – студенту впрок.