Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Некоторые психололого-педагогические аспекты формирования, развития и реализации творческого потенциала учащегося

    - Некоторые психололого-педагогические аспекты формирования, развития и реализации творческого потенциала учащегося

    Кравцова Наталья Романовна,
    педагог-психолог
    Новосибирского областного колледжа культуры и искусств,
    аспирант кафедры философии и истории СибГУТИ

    Дети, как известно, любят испытывать все новое и, играя, открывать для себя очередные Америки… Знание, необходимое, казалось бы, в той или иной ситуации, не мешает им подходить к ней предвзято. Ясно, что подобная открытость и непредвзятость – лучший способ узнать и осознать нечто новое, совершить те удивительные открытия, которые дарит нам Жизнь.
    Однако чем дальше мы взрослеем, тем больше привыкаем к однажды ус-военным представлениям и шаблонам. Это дает нам (иллюзорную) уверен-ность в собственной правоте и в безошибочности наших представлений об окружающем мире, то есть, попросту говоря, в его неизменности. Каков этот мир в действительности и как он меняется, нас с каждым годом интересует все меньше. И мы чем дальше, тем больше начинаем жить в мире собственных представлений, гордо называя это «опытом», который на самом деле то и дело становится нам поперек дороги, когда мы в очередной раз сталкиваемся с чем-то новым. Конечно, всегда проще вернуться к старым шаблонам, ведь они столько раз выручали нас в далеком и даже не очень далеком прошлом. Но и результат этого закономерен: жизнь все больше утомляет нас своей монотонностью, радоваться в ней становится нечему, и главным среди всех наших ощущений становится скука. И второй результат: новая, настоящая жизнь то и дело врывается в мир наших привычных представлений, заставляя нас переживать очередной кризис и ломать рамки старых шаблонов, никак в эту новую жизнь не вписывающихся.
    Подлинное творчество олицетворяет «внутреннего ребенка», самую простую и жизнерадостную сторону нашей души, которая не задумываясь, то ли и так ли она делает, а просто испытывает очередное новое ощущение, радуясь и не боясь ошибиться, осрамиться или показаться смешной. Не получилось – попробуем еще раз, и так до тех пор, пока дело не получится, или пока душа не утратит к нему интерес. Творческий человек не утратил способности видеть мир многогранно, умеет радоваться всей душой и удивляться как каждому новому чуду, которое дарит ему жизнь, так и самой жизни, полной таких чудес…

    Окружающий мир предстает перед нами в своей незавершенности и нелинейной преемственности, и именно система образования призвана помочь человеку открыть и затем удержать эту незавершенность мира. Вполне очевидно, что полноценно жить в постоянно развивающемся мире может только творческая личность, готовая к риску развития, построения себя в мире и способная к творческому самовыражению. Поэтому теоретико-практическая задача организации учебно-воспитательного процесса условий, благоприятных для становления творческой личности, является одной из центральных задач образовательного учреждения.
    Система образования является в наши дни важнейшим институтом пози-тивной социализации личности, имеющей свои специфические черты и особенности, основная задача которой – придать формированию и развитию личности положительное направление. Современные, адекватные времени, тенденции в развитии образования обуславливает поиск новых форм и методов учебно-воспитательного процесса.
    Образование, наряду с познавательной функцией (передача учащемуся системы научных знания), должно реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого студента). Целью образовательного процесса является не просто усвоение определенного учебного предмета, но скорее, расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности, поэтому в качестве критерия оценки эффективности тех или иных форм и методов обучения должны выступать не только показатели сформированности знаний, умений и навыков, но и показатели сформированности определенных качеств, характеризующих разные стороны развития личности.
    Как известно, исходными характеристиками человека, как субъекта дея-тельности, являются сознание (как отражение объективной деятельности) и деятельность (как преобразование действительности). Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, а наиболее обобщенными эффектами (а вместе с тем и потенциалами) – способности и талант.
    Однако подлинно творческое отношение к жизни появляется не сразу и даже не у всякого человека, жизнь иных людей справедливо оценивается как бездарно прожитая. Творчество – это такой способ решения личностью жиз-ненных задач, который позволяет индивиду полностью раскрыть свои сущностные силы, подлинные человеческие способности и внести свой оригинальный, индивидуальный вклад в ценности общества, в совершенствование общественных и межличностных отношений, в обогащение духовного мира человека.
    Лишь при знании и учете в процессе обучения и воспитания индивидуальных особенностей каждого студента можно обеспечить наиболее полное развитие и применение их творческих возможностей. Индивидуализированный подход к каждому учащемуся является одним из основных требований эффективно поставленного процесса воспитания и обу-чения.
    В силу большого практического значения, которое имеет вопрос об индивидуальных особенностях людей, к нему издавна привлекалось особое внимание, и нередко вся проблема психологии, неправомерно сужаясь, сводилась только к этому вопросу об индивидуальных особенностях. Между тем в действительности вопрос об индивидуальных особенностях и межиндивидуальных различиях – это лишь один – дифференциальный – аспект в общей проблеме психологии личности. Подлинное понимание различий в психических свойствах разных людей предполагает знание самих этих свойств, их места и значения в строении личности.
    Тесна и неразрывна взаимосвязь способностей и свойств характера. На-пример, наличие больших способностей, обусловливая сознание своих сил, своей мощи, не может не отразиться на характерологических свойствах человека, порождая в одних случаях уверенность в себе, твердость, решительность, в других – самомнение или беспечность, непривычку к упорному труду. Точно так же малые способности могут обусловить в одних случаях робость, неуверенность в себе, в других – упорство, трудолюбие, привычку к усидчивому труду, т.е. существенные характерологические свойства. Характерологические же свойства, в свою очередь, обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются, реализуясь, а реализация их зависит от характерологических данных: целеустремленности, настойчивости, упорства в достижении цели и т.п. В отрыве от соответствующих характерологических свойств способности – это лишь очень абстрактные и малореальные возможности. Реальная способность – это способность в действии, неуклонном и целеустремленном.
    Специфика НОККиИ (как образовательно-воспитательного учреждения) такова, что подавляющее большинство студентов, как показывает ежегодно проводимое психологическое тестирование абитуриентов и практика психологической помощи, имеют не сбалансированный, а акцентуированный характер, иными словами, имеют акцентуации характера. В психологии так называют крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Леонгард, автор одной из наиболее известных и часто используемых типологий акцентуаций характера, считает, что творческие личности не могут иметь сбалансированный характер. В этой связи особенно актуально активное проведение просветительских мероприятий, направленных на повышение профессиональной подготовленности педагогов.
    Каждый из типов характера имеет свое специфическое «место наименьшего сопротивления» – это такие особенности в характере подростка, благодаря которым он чувствует себя особенно неприспособленным к определенным ситуациям и условиям. Часто педагоги, не учитывая «точки наименьшего сопротивления» подростка, невольно, из лучших побуждений создают своим поведением условия, в которых он испытывает раздражение, депрессию, страдает и протестует. Например, для имеющего циклотимный характер, таковой неблагоприятной будет ситуация, когда от находящегося в депрессивной фазе подростка требуют или ожидают характерного для него «нормального» поведения; сама ситуация резкой и глубокой смены состояний; для демонстративного – ситуации, в которых на подростка не обращают внимания или низвергают его «с пьедестала»; для педантичного – ситуации, требующие оперативных действий.
    Специально в дифференциальном плане вопрос не исчерпывается только межиндивидуальными различиями; необходимо учитывать и внутрииндивидуальные различия. В образовательной психологии и педагогике, к сожалению, это положение до сих пор почти не получило признания. Этим в значительной степени обусловлена абстрактность, нежизненность господствующей психолого-педагогической методологии, а так же ряд существенных теоретических ее ошибок (в частности, в трактовке и определении одаренности учащихся посредством однократных кратковременных тестовых испытаний).
    Каждый человек не только отличен от других, но он сам в различные моменты живет и действует на различных уровнях и достигает различных высот. И чем больше возможности человека и уровень его развития, тем более значительной бывает амплитуда таких колебаний. Самый выдающийся музыкант, актер, певец иногда оказывается «не на высоте», т.е. не достигает уровня вообще доступных ему достижений, а в другой раз мы говорим, что он «превзошел самого себя», т.е. в особенно благоприятны момент напряжения и подъема творческих сил поднялся на высоту, которой он обычно не достигает. Каждый человек таит в себе и иногда обнаруживает значительные вариации в смысле уровня, высоты функционирования. В этом контексте нельзя ни разрывать единство личности, ни сводить его к простой одаренности.
    Реальное единство психического облика личности многообразно и противоречиво. Каждый учащийся сугубо индивидуален, и ни одна готовая безликая методика не даст тех возможностей творческого развития, которые предоставляет личностно-ориентированное обучение, направленное на раскрытие индивидуальности и внутреннего потенциала. Ведь задача образования и воспитания – не разрушение, а созидание. Так же всегда следует помнить, что характер – это данность, подросток не является ни источником, ни виновником того, что его характер именно таков. Именно учет, а не попытки исправления индивидуальных особенностей дает возможность учащимся почувствовать всю прелесть своего самораскрытия, испытали радость преображения, делает отношения в группе более продуктивными и более эмоциональными.
    Современное общество нуждается в самостоятельно мыслящих, творче-ских людях, способных к самореализации. Добиться обозначенных целей можно только через личностно-ориентированные развивающие технологии, т.е. такие, в которых личность студента была бы в центре внимания педагога, в которых познавательная деятельность, деятельность обучения, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме преподаватель – студент. Именно личностно-ориентированные методы обучения создают условия, в которых каждый учащийся, независимо от имеющихся у него возможностей, может наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал.
    В педагогике давно известна аксиома, согласно которой возможности качества усвоения предлагаемых ученику знаний решающим образом зависят от его собственной активности в процессе обучения. Развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческого потенциала предполагает максимальную реализацию его активности, самостоятельности, инициативности в процессе обучения.
    Традиционное обучение направлено на усвоение способов решения типовых задач и опирается на учебную активность воспроизводящего типа. При этом индивидуальные потребности творческой активности субъекта остаются невостребованными, а их проявления – незамеченными. Три составляющие (показ, объяснение и контроль) определяют сущность тех методов, на которые опирается традиционное обучение. Чем полнее умственные действия учащегося соответствуют заданным логическим эталонам, тем, следовательно, эффективней организован процесс обучения, индивидуальный опыт усвоения информации при этом игнорируется. Эти методы кардинально отличаются от методов личностно-ориентированного развивающего обучения, а, следовательно, отличаются и типы учебной активности. В основе методов развивающего обучения лежит необходимость создания таких условий, чтобы перед учениками возникла необходимость поиска способа решения возникшей перед ними задачи, а это возможно только в ситуации, обнаруживающей недостаточность, непригодность ранее усвоенных способов действия и требующих либо их модификации, либо конструирование принципиально нового способа. При этом преподаватель должен сам являться реальным участником поиска, что в свою очередь всегда предполагает методическое творчество педагога, осуществляющего обучение.
    Педагогическая профессия, по самой своей сути, таит в себе широкие возможности для проявления и развития интеллектуально-нравственных качеств человека, для реализации его познавательных запросов, творческих потенций. Однако многие преподаватели по-прежнему обращают внимание лишь на способности студентов усваивать информацию и переводить ее на уровень знаний, а затем воспроизводить. Традиционные лекции, семинарские, практические занятия, зачеты и экзамены ориентированы на способности памяти. Достаточно мало практикуются самостоятельные исследовательские разработки студентов по учебным предметам; можно, пожалуй, выделить только рефераты, доклады, курсовые и дипломные работы. Но такое мизерное использование возможностей научно-исследовательской работы не способствует подготовке высококва-лифицированных, инициативных, конкурентоспособных специалистов, вла-деющих навыками научного творчества.
    Один из главных путей – перенос центра тяжести с обучения на учение, самостоятельную переработку и усвоение информации, отработку умений и навыков. Это обусловлено тем, что усвоение больших объемов информации абсолютизирует значение памяти в ущерб умениям самостоятельно действовать. Отсюда и противоречие в сфере образования: между традиционной установкой на подготовку послушного исполнителя и воспитанием современной активной, творческой личности, способной к постоянной самостоятельной деятельности.
    Личностно-ориентированные технологии достаточно свободно вписыва-ются в традиционную систему обучения, но при условии, что педагог изменит сам подход к процессу обучения, осознает, что в педагогическом процессе обучающийся является главной фигурой, а не он; деятельность познания является главной, а не преподавание; совместные размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание и воспроизведение знаний имеют значение для развития личности; уважение к личности должно проявляться в процессе общения со студентами в любых ситуациях. Только при уважительном отношении к личности студента возможно раскрытие всех его лучших качеств.
    По мере того, как студент превращается из объекта обучения в субъекта учения, начинает содержательно оценивать расширение своих возможностей действовать самостоятельно, у него возникает интерес не только к процессу решения, но и результату.
    Принцип творческого решения задач реализуется через методику построения заданий, выполнение которых требует не демонстрации эрудиции, а самостоятельного анализа, собственно понимания проблемы, и включает в себя принцип импровизационного творчества, предполагает построение заданий таким образом, чтобы они стимулировали к импровизационному самовыражению, что повышает эмоциональную наполненность. Это повышает интерес студентов и к преподавателю, и к предмету, формирует у них стремление активно участвовать в процессе обучения, а также способность мыслить независимо и нестандартно. Кроме того, импровизационный характер творчества снижает уровень тревожности и страха перед сложностью поставленной задачи, дает психологическую защиту, что особенно важно для творческой личности.
    Как известно мотивационная структура творческой личности стабилизируется в юности и ранней взрослости. Следует помнить, что не только мировоззрение, способности и особенности мыслительной деятельности, но и мотивационная сфера выступает в качестве внутреннего фактора самореализации творческой личности. В зарубежных исследованиях творческого процесса и творческой личности проблеме мотиваций отводится центральное место, многие зарубежные авторы склонны признать мотивационный компонент ведущим в психологии творческой личности. Формирование мотивации к творчеству в учебно-воспитательном процессе, безусловно, приобретает особую актуальность при работе с учащимися творческих профессий.
    Творчество – это всегда эмоции, их связь априорна и неразрывна. Чем опытнее и мудрее преподаватель, тем большее внимание на уроке он уделяет эмоциональной обстановке класса в целом и каждого ученика в отдельности, эффективность обучения напрямую связана с вовлеченностью эмоционально-потребностной сферой личности в этот процесс. Если в традиционной педагогике всякие эмоции мешали процессу усвоения знаний, то теперь прозвучал лозунг: «Эффективная педагогика это аффективная педагогика». Именно поэтому огромное значение в личностно-ориентированной развивающей педагогике уделяется эмоциям, равнодушный же к чувствам и переживаниям учеников педагог сталкивается с большими трудностями, как в преподавании своей дисциплины, так и в установлении контакта с аудиторией. Физиологи давно выявили и доказали влияние эмоций на процесс обучения: на фоне как отрицательных, так и положительных эмоций обучение ускоряется, при этом отрицательные эмоции формируют стереотипные навыки, положительные – навыки гибкие, обучаемый способен творчески менять способы решения поставленных задач. Таким образом, страх, наиболее часто используемая эмоция учащегося для улучшения эффективности обучения и воспитания, не самая лучшая для формирования и самореализации творческой личности.
    Теоретический материал, излагаемый на лекциях, ориентирован на формирование знаний по изучаемой дисциплине. При этом в процессе обучения студентам передается определенный объем информации, и одной из задач данного процесса является решение проблемы «преобразования» учебной информации в знания обучаемых. В учебном процессе есть такой важный этап, как зачеты и экзамены в конце периода обучения. Обычно экзамен, а тем более зачет, рассматривают упрощенно, только как механизм получения обобщенной, интегрированной оценки знаний обучаемых. Но правильнее было бы рассматривать и использовать этапы зачетной и экзаменационной сессии как мощные инструменты синтеза и творческого самовыражения. Не «заучивание» информации, а креативная ее переработка, позволит не только реализовывать потенциал творческой личности, но и будет способствовать как несоразмерно более глубокому усвоению преподаваемого материала на основе собственного опыта, так и способам его применения на практике.
    Вышеуказанные методические приемы позволяют выработать у студентов уверенное применение полученных теоретических знаний на практике и учат принимать ответственные решения на всех этапах теоретической и практической подготовки, что является основой становления современного высококвалифицированного специалиста. Использование современных методов подготовки студентов позволит снизить барьер, возникающих у них при завершении обучения и переходе к практической деятельности. Кроме того, активное применение вышеперечисленных методов способствуют совершенствованию качества профессионального образования.
    В контексте изменения роли образования в современном обществе существенно пересматриваются роль, функция и требования к преподавателю и педагогу, их мастерству и методологической культуре. Только конструктивное взаимодействие студента и преподавателя позволит реализовать одну из основных целей образовательного процесса – переход обучаемых с репродуктивного уровня мышления на творческий.
    Основной тип трудностей, с которыми сталкивается учитель при реализации метода развивающего личностно-ориентированного обучения – это необходимость обеспечить принципиально иной тип взаимодействия с учащимися – сотрудничество. Работа в сотрудничестве – это совместная работа педагога и учащегося, направленная на достижение общих целей. Главная идея работы в сотрудничестве – это обучение вместе, а не просто выполнение чего-то вместе.
    С самого начала группа как бы имеет двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение познавательной творческой цели, а с другой, социальную, или, скорее, социально-психологическую, которые реализуются в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Преподаватель, увлеченный, становится не простым транслятором готовых знаний, а неким генератором инновационного поведения, участвующим в процессе воспроизводства интеллектуального потенциала общества.
    Подготовка к уроку в сотрудничестве – очень трудоемкий процесс, но существует целый ряд явных преимуществ работы в сотрудничестве, таких, как: изучение материала более глубоко, удовлетворенность не только от результатов, но и от процесса обучения, а так же возникновение личной ответственности как за собственные результаты, так и за результаты группы. Но такая форма работы со студентами требует большого туда и большой смелости. Превратить класс в исследовательскую группу, где каждому предоставлена возможность и на каждого (включая преподавателя) возложена ответственность самовыражаться и творить, способен далеко не всякий педагог.
    «Безликий» педагог всегда формирует безликую «личность», «личность без лица. Под «пересказ» учителя, который только излагает, пересказывает, не выражая своего собственного мнения, не проявляя эмоций, сформировать подлинную творческую активность учащегося (проявляющуюся в самостоятельном преобразовании на основе субъективного опыта, который у каждого уникален и неповторим), невозможно, какими бы эффективными и современными методиками он не пользовался. Покидая учебное заведение, никто не вспомнит ни имени, ни отчества такого учителя, как, впрочем, и те предметные знания, которые, вооружившись готовыми техниками, он с усердием нес «в массы».
    На индивидуальность невозможно наложить шаблон. Ни одна только методика, безотносительно личности педагога и учащегося, как бы хороша она не была, не будет работать, ибо она лишена индивидуальности, того творческого начала, которые призвана развивать и укреплять.
    Принципы педагогического общения, основанные на уважении личности учащегося, учете его индивидуальных качеств, формы работы на основе со-трудничества и диалога, новы, необычны и непривычны для традиционной образовательной системы. Часто они встречают непонимание, непринятие и активное сопротивление со стороны педагогов, причем – тем большее, чем больших профессиональных успехов эти педагоги достигли в традиционном образовании. Опыт показывает, что учителя относятся к категории людей, наиболее сопротивляющейся как любым предлагаемым им нетрадиционным нестандартным формам работы, так и способам психологической работы с их собственными личностными проблемами. Профессиональная подготовка учителя в пединституте не включает в себя психотехническую подготовку, в то время как методическому обучению уделяется много внимания. Поэтому не случайно многие педагоги – прекрасные методисты, однако, часто их усилия не приводят к успеху, т.к. натыкаются на чисто психологические проблемы: неспособность установить контакт с аудиторией, особенности личности конкретного ребенка, нерабочую атмосферу в классе, отсутствие мотивации к учению у учеников и др. Будучи профессиональными методистами, такие учителя за годы работы накапливают множество психологических проблем, решить которые они не в состоянии. Однако это не мешает некоторым педагогам игнорировать психологическую сторону их профессиональной деятельности, перекладывая всю «психологию» на плечи психолога учебного заведения, а неспособность и нежелание решать свои личностные, пагубно влияющие на профессиональную деятельность, проблемы за счет «карательных» мер в отношении учащихся. Если же такой педагог и обращается за помощью к профессиональному психологу, то, как правило, с единственной целью – овладеть методами, позволяющими «переделать» нерадивых учеников. Между тем, чем меньше педагог занимается своей личностью и личностью своих учеников (их душами), тем скорее он разочаровывается в своей профессии. Проблемы начинают возникать, когда учителю перестает быть важным и интересным происходящее на занятиях, когда он стремится скорее уйти домой и забыть про уроки, когда он утверждается во мнении, что современные дети – сплошь эгоисты и циники, что они ничего не хотят, кроме денег и развлечений и т.д. Студенты, в свою очередь, «отвечают взаимностью» и ходят на занятия к такому преподавателю как на Голгофу… Вся сложность и простота выхода из «замкнутого круга» заключается в том, чтобы педагогу сделать нечто с самим собой, обычно воспитывать учеников – означает что-то сделать с ними. Мы уверены, что только изменение внутренних установок учителя на восприятие учащегося, только уважение другой личности, отказ от идеи необходимости манипулирования может изменить состояние дел традиционной образовании.
    Задачи сегодняшнего образования нацеливают на использование всех возможностей, всех ресурсов и форм педагогической работы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В широком смысле этого слова умение учить означает способность преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и умений, но и в любой сфере деятельности.
    Творчество – разрушение старого стереотипа и синтез новой идеи. Творчество – расширение сознания, способность выйти за рамки нормы, преодолеть стандарт. Подлинное творчество личности не есть произвол или разрушение норм, это способность превзойти стандарт и стать автором более высокой нормы. Творчество – это сила проявления лучших качеств человека – сила проявления интеллектуально-эстетических, нравственно-волевых и физических данных личности.
    Энергия духовных процессов не есть нечто хаотично-бесмысленное. В процессе сильного увлечения той или иной деятельностью нас охватывает по-рожденная нами мощная энергия, которая несет будто на крыльях. Эта энергия так или иначе связана и с интеллектом, и с нашими чувствами, и с волей, и с нравственным началом. И если дух наш крепок, если мы одухотворены своим творчеством, мы обретаем то, что Маркс, в частности, называл «развитыми формами человеческого наслаждения». Важно осознавать, что в процессе глубоких творческих изысканий личность охвачена чувством так называемых «мистических переживаний» – оно представляет собой особый вид духовно-творческой энергии, энергии более мощной, чем энергия, которая содержится в интеллекте, воле.
    Выявление таланта – вспышка в душе чего-то божественно прекрасного. И Педагогу, сумевшему пробудить эти искрометные силы человеческих душ, необходимо придавать им новое ускорение, новые векторы, новые способы самовыражения: стоит одному-двум загореться, как все помещение наполняется удивительно захватывающей атмосферой. В условиях группы это энергетическое поле разрастается, воздействующее и на педагога и на учащихся. В умении создавать это энергетическое поле и состоит талантливость и гениальность педагог: управляя этой мощной энергией преобразований, он пробуждает новые нюансы самовыражения каждой индивидуальности, подчеркивая доступность проявления талантливости каж-дой отдельной личности.
    Американские психологи и педагоги среди шестнадцати качеств личности педагоги-мастера ставят на первое место щедрость души. Сформировать творческую личность способен только педагог, способный творить сам, всегда открытый для нового опыта; педагог, который является личностью сам и имеет смелость предоставлять возможность учащимся быть таковыми. В подходе к общению истинного Учителя с учеником больше искусства и сердца, чем знания и тренированности. Только в таком контексте уместно говорить о всестороннем полном развитии личности, творчестве личности, поскольку личность действительно уникальна.
    Особенно актуален учет и использование вышеперечисленных методов и подходов при работе с одаренными учащимися, обучение и адаптация которых наиболее сложна в традиционной системе образования. Для того, чтобы наиболее одаренные учились сознательно, творчески, с желанием, необходимо использовать все педагогические ресурсы. Построение учебно-воспитательного процесса на основе гармонизации творческого и репродуктивного самовыражения учащихся позволят одаренной личности ощутить прилив новых сил, приводящих в движение ее чувства и вкусы (чувство красоты, вкус к совершенству, стремление к эстетическим наслаждениям), ее интеллект, волю и нравственность.
    Когда-то Гегель говорил о повторяемой неповторимости. Самое сложное в выявлении и развитии таланта – зажечь, если можно так сказать, погасшую свечу. Психологи доказали, что лишь 5-7% способностей реализуются при жизни, а остальные 90% уходят в мир иной вместе со смертью человека. Творческое самовыражение и его востребованность должно стать ведущей важнейшей особенностью работы с одаренными учащимися. Ведь одаренность – лишь потенциал, для реализации которого необходимо создание определенных условий.
    Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися учебно-образовательного учреждения, и в то же время отличаться своеобразием. Уже с младших курсов необходимо выявлять талантливых студентов, особо активно вовлекать их в творческую деятельность, создавать необходимые условия для развития творческих способностей.
    Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам представить спектр реализации методик для развития и творческого самовыражения одаренных учащихся. Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-курсы «мозговые штурмы» во всех вариантах: ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.д.
    Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, вероятно, следует признать нецелесообразным в условиях образовательного учреждения выделение таких учащихся в особые группы, по крайней мере, для обучения по непрофильным предметам. Применительно к общеобразовательным дисциплинам и частично профильным, одаренные студенты должны обучаться в группах вместе с другими учащимися. Это позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных учащихся и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
    Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов (в том числе за рамками образовательного учреждения) и система внеурочной исследовательской работы учащихся.
    Важным фактором, влияющих на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру». Функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является применение нестандартных форм и методов работы с одаренными студентами.
    Учебно-воспитательная работа с одаренными учащимися – сложный, трудоемкий процесс, требующий систематизации и планирования, тщательной разработки специальных программ и способов их реализации.
    Основные принципы специализации учебно-воспитательных программ,
    применительно к одаренным и талантливым учащимся:
    1. Содержание учебно-воспитательной программы для одаренных и талантливых учащихся должно предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления.
    2. Учебно-воспитательная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
    3. Учебно-воспитательная программа для одаренных и талантливых учащихся должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
    4. Учебно-воспитательная программа для одаренных и талантливых учащихся должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников и средств.
    5. Учебно-воспитательная программа для одаренных и талантливых учащихся должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
    6. Учебно-воспитательная программа для одаренных и талантливых учащихся должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.
    7. Учебно-воспитательная программа для одаренных и талантливых учащихся должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам студентов, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.

    Каждому педагогу, на чью долю выпала радость и сложность работы с одаренными учащимися, всегда следует помнить, что с научной точки зрения, всякая борьба с теми индивидуальными свойствами, которые даны человеку от природы (т.е. корневыми факторами) бессмысленна, непродуктивна, бесперспективна. Наиболее безвредный для человека и полезный для общества путь – это повышение культуры психологических знаний.
    Особую значимость как при работе с одаренными учащимися, так и с учащимися творческих профессий, приобретает деятельность социально-психологической службы в рамках учебно-воспитательного учреждения. Это крайне важно как для самого процесса ускоренного выявления и развития дарований, так и для оказания им необходимой психологической помощи.
    Психологическую работу можно обозначить как психологическую помощь с целью формирования, развития и реализации творческого потенциала учащихся, преодоления социальной дезадаптации и социально-психологического неблагополучия. Непосредственно психосоциальная работа, осуществляемая психологом социальной службы, наряду с психологическим консультированием и психологической коррекцией, включает углубленную психологическую и социально-психолгическую диагностику, в процессе которой выявляются как личностные особенности студента, так и факторы, способствующие или затрудняющие его социальную адаптацию. Значительная часть проводимой психологической работы отводится диагностике и коррекции самооценки студента.
    Как известно, индивидуумом рождаются, личностью становятся, индиви-дуальность отстаивают. Чем более неординарна, нестандартна личность, тем потенциально с большими сложностями сталкивается она в процессе своей жизнедеятельности, тем сложнее происходит процесс ее адаптации в обществе.
    Практически важным является то, что адаптационный потенциал учащихся во многом определяется образовательной средой, в которой они существуют. При неблагоприятных условиях учащиеся становятся менее творчески ориентированы, но более агрессивными и эмоционально дисгармоничными. Именно педагогический коллектив, созданные им условия, влияющие на раскрытие творческого потенциала личности и ее творческой продуктивности, во многом определят какой степенью адаптивности будут обладать будущие специалисты, какой вклад в дальнейшем внесут или не внесут они в наше общество. К сожалению, в каждодневной суете методических формальностей, мы часто забываем о том, что педагогическая энергия призвана быть направленной на повышение самооценки учащихся, пробуждение их талантливости и высших способностей, желание выдвигать перед собой сверхзадачи, пробуждение готовности менять свой образ жизни, повышая требования к процессу самосовершенствования своего Я.
    Психолого-социальные проблемы порождаются весьма различными причинами, в одних случаях – диспропорцией между притязаниями личности и ее способностями, в других – между ее способностями и достижениями. Ничего не поймет в поведении человека тот, кто не сумеет за внешним вскрыть свойства личности, ее направленности и тенденции, из которых исходит ее поведение.
    Принципы психокоррекционной работы практического психолога
    с одаренными творческими студентами предполагают:
    1. комплексное изучение всех учащихся с целью выявления студентов, имею-щих эмоциональные проблемы и обнаруживающие дисгармоничность ин-теллектуального и социального развития;
    2. профилактику отклонений в личностном развитии;
    3. обеспечение условий полноценного развития личности, ее креативности;
    4. реализацию конкретных путей и методов коррекции дезадаптивного поведения учащихся.

    Поводы обращения за психологической помощью разнообразны, к ним могут быть отнесены проблемы личностного развития и роста, проблемы общения и взаимодействия с другими людьми, а также проблемы, связанные с острыми экстремальными кризисными ситуациями. Следует помнить, что по профессиональным канонам психолог не представляет морально-нравственные позиции, он не призван и не имеет права оценивать действия обратившегося с точки зрения «хорошо – плохо». Для этого существуют другие инстанции. Достаточно часто на прием к психологу приходят учащиеся в период «падений», творческих спадов, эмоциональных кризисов, которые неизбежны, т.к. творческие люди в большинстве своем эмоционально неустойчивы, и об этом нельзя забывать. В такие периоды учащиеся особо уязвимы, испытывают особые личностные и межличностные трудности. Психолог по роду своей деятельности призван оказать помощь, а не «воспитывать», помочь обратившемуся найти выход из сложной ситуации. Вышеперечисленное особо актуально применительно к учащимся творческих профессий, одаренным учащимся, которые часто (особенно в самые тяжелые для них периоды) бывают не приняты и не поняты в традиционной системе образования.
    Сложно преувеличит роль педагога в раскрытии и реализации потенциальных возможностей учащегося. Именно поэтому социально-психологическая работа с педагогами является неотъемлемой частью более общей программы социальной адаптации учащихся творческих профессий. Понимая под социальной адаптацией готовность студентов к самостоятельному выбору и ответственному поведению, мы считаем необходимым условием этой адаптации психологическую готовность педагогического коллектива к принятию такого поведения подростков. В случае, если педагоги не готовы к этому, если они требуют от учащихся только всего подчинения и послушания, или наоборот, предоставляя подросткам выбирать, избавляют их от необходимости нести ответственность за свой выбор, процесс социальной адаптации становится значительно менее эффективным, а в ряде случаев и невозможным, несмотря на качественную психологическую работу с самими детьми. Именно поэтому необходимыми элементами комплексной программы развития творческих способностей и со-циальной адаптации учащихся являются программы психологической работы с педагогическим коллективом.
    Итак, для получения качественного образования необходим целый ряд факторов, положительно влияющих на этот сложный психолого-педагогический процесс, в этой связи существенно возрастают требования как к качеству профессионального образования учащихся творческих профессий, так и назначению и личности учителя. Традиционная образовательная система, в основном, ориентирована на передачу знаний, не отвечает требованиям современного бурно развивающегося общества. В рамках существующих учебных планов добиться нового качества образования возможно, лишь опираясь на самостоятельную творческую работу студентов, основные преимуществами которой является взаимозависимость членов группы и личная ответственность каждого учащегося. Новый подход к педагогике предъявляет особые требования: в основе подготовки будущего специалиста должен лежать принцип личностно-ориентированного развивающего подхода, позволяющего выявить склонности каждого конкретного обучающегося и затем развить их в процессе профессионального становления личности. Использование современных методов в учебно-воспитательном процессе будет способствовать глубокому усвоению теоретических знаний и формированию практических навыков профессиональной деятельности учащегося. Только такой специалист, покидая учебное заведение, будет способен к самостоятельной работе, сможет непрерывно повышать свои знания, адаптироваться к новым меняющимся условиям.
    …Дети, как известно, любят испытывать все новое и, играя, открывать для себя очередные Америки… Знание, необходимое, казалось бы, в той или иной ситуации, не мешает им подходить к ней предвзято. Ясно, что подобная открытость и непредвзятость – лучший способ узнать и осознать нечто новое, совершить те удивительные открытия, которые дарит нам Жизнь…
    «Ох уж, эти выдумщики психологи – теоретики», – скажет иной педагог, – «понапридумывают безжизненных теорий, совершенно оторванных от реальности, да с нынешними студентами такими способами просто не выживешь, да знали бы вы что такое робота педагога, знали бы вы…». Однако мы возьмем на себя смелость с Вами не согласиться. Автор данной статьи имеет опыт преподавания, и что такое многоликая студенческая аудитория знает не понаслышке. Кроме того, как частнопрактикующему психологу, довелось столкнуться как с совершенно удивительными возможностями, подаренными ребенку Истинным Педагогом, так и с довольно сложными случаями печальных последствий работы «особо одаренных» педагогов.
    Дорогие учителя, давайте всегда помнить, что наша задача – созидать, а не разрушать, что это мы для них, а не они для нас. Мы не в коей мере не призываем вас к безответственности и вседозволенности. Уважительное отношение к личности не имеет ничего общего с безответственностью и попустительством. Но если вы искренне верите, что по роду своей деятельности должны «благими намерениями» только указывать другим на их ошибки и объяснять как делать правильно, если вы всегда знаете за своих учеников что для них лучше и как им правильно поступить, если вы знаете правильный ответ на поставленные жизнью задачи, задумайтесь: куда ведет эта дорога?
    Не принуждайте своих воспитанников рисовать только такими привычными и понятными черно-белыми красками, даже если вам кажется что «это правильно» и «так для них же будет лучше», попробуйте дать им в руки всю палитру. И, поверьте, они не только сами найдут какими красками им пользоваться, вынимая из глубин своей души цвета и соотношения оттенков, присущих только им, но и раскрасят ваш мир блистательным волшебным сверканием, вселяя веру в магическую силу цвета и света и пробуждая загадочный порыв к постижению неземной красоты в каждом, кто прикоснулся к этому чуду преображения!

    Литература

    1. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований. - // Педагогическое мастерство. – № 1.– М., 2009.
    2. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997.
    3. Лекции по физиологии высшей нервной деятельности / авт. сост. С.А. Богомаз. – Томск: ТГУ, 2001.
    4. Методическое пособие по курсу «Педагогическая психология» / авт. сост. Н.В. Козлова, И.В. Пахомов. – Томск: ТГУ, 1999.
    5. Модернизация российского образования. Проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования: сб. ст. / редкол.: А.Ф. Жафаров, Н.В. Наливайко (гл. ред.), В.И. Паршиков. – Новосибирск: ГЦРО, 2005. – Т. ХVI.
    6. Проблемы перехода на многоуровневую систему образования. Сборник тезисов докладов XLIX научно-методической конференции СибГУТИ. – Новосибирск, 2008.
    7. Психология личности в трудах отечественных психологов. / Составитель Куликов Л.В. – СПб, 2000.
    8. Хайо Банцхаф. Таро и путешествие героя. – М., 2002.