Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » «Проблемное поле» в организации свободного времени студенческой молодежи в социально-воспитательном центре

    - «Проблемное поле» в организации свободного времени студенческой молодежи в социально-воспитательном центре

    О.Ф. Рябова,
    социальный педагог
    Социально-воспитательного центра
    образовательных учреждений культуры и искусств, г. Иркутск
    Согласно прогнозу Нобелевского лауреата, английского физика Дениса Габора, в будущем три проблемы могут поставить под угрозу существование человечества – термоядерная война, демографический взрыв и досуг.
    Возведение досуга в ранг катастрофы для человечества только на первый взгляд кажется неожиданным и нелепым. Обратимся к высказываниям великого педагога прошлого столетия. «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда «портятся» у него и голова, и сердце, и нравственность». Эта мысль, высказанная К. Ушинским, в достаточной степени раскрывает правомочность сделанного прогноза.
    Праздный человек невольно становится социальной силой, способной разрушить любые общественные устои. Особенно это актуально для молодежной студенческой среды. Как известно в этом возрасте интересы личности только формируются, поэтому подвергаются самым разным, в том числе и опасным влияниям. Мировая практика показывает, что негативные настроения студенческой молодежи могут активно использоваться различными политическими силами в корыстных целях, для достижения сиюминутных результатов, удовлетворения властных амбиций.
    В последние годы, из-за недостаточно четкой и непоследовательно реализуемой политики по отношению к молодому поколению, наблюдается потеря значительной частью молодежи духовно- нравственных ориентиров и заполнение возникшего вакуума примитивными, бездуховными, оторванными от российской почвы заменителями - проблема первая
    Эти негативные явления в молодежной среде можно преодолеть только целенаправленной организацией досугового времени молодежи, это значит – правильно организованной коллективной жизнью, проведением мероприятий на основе изучения интереса и заинтересованности студентов, поиском новых, нестандартных форм, наполненных увлекательным содержанием.
    Студенты образовательных учреждений культуры это часть студенческой современной среды, это творчески одаренные личности с разным уровнем культурного развития. Они приехали в город, чтобы стать специалистами в сфере культуры. Но, мы понимаем, что не может быть настоящего специалиста в этой сфере без высокой внутренней культуры. Необходимо полноценное формирование такой культуры, которое заключается в единстве воспитания и обучения. Наилучшие условия для гармоничного культурного развития вне учебной аудитории – социально-воспитательный центр.
    Социально-педагогическая деятельность в центре направлена на формирование в молодых людях базовых ценностей, ориентирующих их на сохранение исторической самобытности российского народа, на постоянный поиск новых нестандартных форм организации досуга, на содержательное обогащение традиционных форм. Внимание педагогов акцентировано на таких видах деятельности, которые способствуют самоутверждению личности, формированию духовно-нравственных ориентиров. Хотелось бы отметить, что главное в организации свободного времени студентов не в том, чтобы отвлечь студента от пустого времяпрепровождения, занять, развлечь, а главное – вызвать ответную мысль, преодолеть пассивность.
    Современные требования, новый и более продуктивный подход в воспитании творчески одаренной молодежи, требуют и более высокопрофессиональной, вариативной деятельности социального педагога, увеличение ее диапазона. Делается не мало, однако, профессиональное кадровое обеспечение воспитательной деятельности в социально-воспитательном центре – проблема вторая. До сегодняшнего дня, эту должность занимают случайные люди. Как не парадоксально, но опору этому дает «Примерное положение об общежитиях», утвержденное постановлением Совета Министров, 11 августа 1988 года. Согласно этому положению, должность воспитателя в общежитии может занимать каждый, кто имеет опыт педагогической или массово-политической работы. Поэтому в центре работают бывшие школьные учителя, которые автоматически форму работы в школе переносят в социально-воспитательный центр. Либо люди, не имеющие к социальной педагогике ни какого отношения. Формализм, безразличие, навешивание ярлыков, авторитарный метод управления студенческим коллективом – «ведущие» методы работы таких педагогов. И это социальный педагог? Необходимо переобучение, повышение квалификации таких специалистов.
    Существует и третья, важная проблема – недостаточное кадровое обеспечение воспитательной деятельности. В социально-воспитательном центре проживает за учебный год, в среднем 280 человек студентов, творчески одаренных личностей с их нестандартным, современным мышлением и юным возрастом. Их воспитанием и организацией досугового времени занимаются 3 социальных педагога, педагог – психолог и инструктор по физической культуре. Конечно, это отражается либо на качестве результатов социально-педагогической деятельности, либо на качестве организационно-творческой деятельности. И, если исходить из того, что творческая занятость есть одна из эффективных форм культурного становления личности, значит, эту форму необходимо применять как можно чаще. Для этого необходима кадровая единица педагога – организатора.
    И четвертая, не менее важная проблема – отсутствие помещения для проведения творческих мероприятий. Качественно организовать деятельность кружков, студий или каких либо других творческих объединений невозможно при отсутствии специального помещения. Ведь любое творческое мероприятие должно результативно оцениваться зрителями. Это есть стимул участников плюс вовлечение большего количества молодежи в творческую деятельность. В данное время мероприятия проводятся в фойе Центра, что очень неудобно и выглядит смешно.
    Вот четыре главные проблемы, которые мешают организации воспитательных процессов в нашем уникальном Центре.