что нам нужно?
О.Г. Власова,
социальный педагог
ГУК Социально – воспитательный центр. г. Иркутск
Прежде чем приступить к анализу межличностных отношений в студенческой среде социально – воспитательного центра, рассмотрим психологическую характеристику подростков 14 – 16 лет.
Подростковый и юношеский возраст принято считать критическим периодом в процессе личностной эволюции человека. Именно в этот период идет формирование межличностных отношений, в которых не малую роль играет разное отношение подростков и молодежи к различным субъектам действительности: к родителям и пожилым людям; к преподавателям и одногруппникам; к собственной личности и друзьям; к представителям другой национальности и религии; к больным людям, а так же к асоциальным аспектам реальности: курящим, пьющим, ведущим разгульный образ жизни людям, наркоманам, токсикоманам.
Психологический мир подростков 14 – 15 лет обращен к собственной внутренней жизни, молодой человек склонен к задумчивости, фантазированию, мечтам. В этот период развития, подросток становится еще в большей степени нетерпимым, раздражительным, подозрительным, склонным к агрессии в любых ее вариациях.
К 16 годам наступает новый этап самопознания и самоутверждения, что проявляется в повышенной наблюдательности. У молодых людей 16 – 18 лет степень неприемлемого, а потому непринемаегого и, следовательно, нетерпимого имеет тенденцию к увеличению, поскольку молодые люди становятся более критичными в отношении реальности.
Подростковый и юношеский возраст плюс творческая одаренность, талант – это студенческая среда социально – воспитательного центра.
Для молодых людей пребывание в социально – воспитательном центре особый период их жизни. Период, который значительно отличается от жизни в семье, где он находился в центре внимания. К тому же, молодой человек с дарованием в искусстве вливается в коллектив сверстников, где все равны. Вступает в силу отличительная проблемная черта этих людей – неспособность приспосабливаться к общепринятому. Своевольное поведение, независимый характер, непослушание, выливаются в нарушение устоявшихся норм поведения в студенческом коллективе и проблемой в отношении с окружающими.
В социально – воспитательном центре, на общение со сверстниками студенты тратят много времени, к сожалению, иногда с отрицательной направленностью. Нередко молодые люди, приехавшие из одной местности и живущие вместе на одном этаже, объединяются в откровенно враждующие группировки, которые могут выяснять отношения любыми способами. Конечно, пристального внимания социального педагога взаимные упреки и обвинения не вызывают но, часты ситуации на разрешение которых затрачивается очень много сил и терпения.
Проблемы межличностных отношений – «головная боль» социального педагога в период адаптационного проживания студентов в социально – воспитательном центре. Частые конфликты в студенческой среде дестабилизируют благоприятный эмоциональный фон в коллективе, в группе, в комнате. За этим следует дестабилизация эмоционального настроения личности. Подросток находится в состоянии уныния, замыкается в себе, плачет, молчит, не хочет общаться. Самое страшное, когда такое эмоциональное состояние влечет за собой отсутствие интереса к обучению. Любые попытки социального педагога, выявить причины подавленного состояния, натыкаются на грубость со стороны подростка.
Почему грубит подросток?
Опираясь на данные научных исследований, рассмотрим характерные черты творчески одаренных личностей. К таким чертам относятся:
агрессивность. Она наблюдается у подростков, которые воспитываются в семье с одним ребенком. Здесь присутствует эгоизм – все для него, и «дитя» к этому привыкает с пеленок. Именно воспитание в семье играет важную роль во взаимоотношениях с другими людьми. Если с пеленок малыш находился в атмосфере доброжелательности, уважения и терпимости друг к другу, он вряд ли вырастет хамом. Но, если ребенок привык наблюдать, как родители злословят, завидуют, осуждают всех и вся, скорее всего и сам будет таким же.
Агрессивность дремлет в большей части творчески одаренных подростков. Когда и в какой форме она может выплеснуться на окружающих, зависит от обстоятельств, от темперамента, от воспитанности личности.
Исследования в социально – воспитательном центре показывают, что агрессивность, чаще всего, проявляется при любых видах требований: соблюдение норм проживания в общежитии, уважение к соседям и т. д. и проявляется в форме грубого общения.
Считается, что агрессия несет исключительно отрицательный заряд. Но, в ней кроется немалый и положительный потенциал, лежащий в основе таких важных человеческих качеств, как целеустремленность, желание самоутвердиться и отстоять свою позицию. Такие качества просто необходимы творчески одаренной личности. Ими он добивается признания, пытается занять определенное место социальное положение в среде себе подобных сверстников. Конечно, по мере взросления его поведение выравнивается.
Протест. Протест одаренной личности проявляется вспышками недовольства, гнева, ярости. Такие ситуации возникают в ответ на попытки взрослых или старшекурсников унизить, оскорбить или частично подчинить подростка своей воле. Опять же протест таких подростков характеризуется степенью воспитанности, навыками культурного поведения. Часто между студентами возникают ссоры из-за неумения уважать окружающих, из-за отсутствия сострадания к рядом живущему человеку. Некоторые молодые люди шумят в то время, когда их соседи по комнате готовятся к занятиям или спят. Другие, не обращают внимания на то, что их одногруппник заболел и включают музыкальную аппаратуру на полную громкость. Большей частью форма протеста носит адресный характер, т. е. направлена против конкретных виновников ситуации. И в этом случае, как только конфликт находит свое разрешение, подросток успокаивается.
Уродливый, патологический характер. В характере творчески одаренной личности имеют преобладание такие черты, как повышенная возбудимость, злобность, конфликтность. Преобладание таких черт, опять же, есть плод неправильного воспитания творчески одаренной личности. Непонимание ребенка, давление, притеснение, окрики – выливаются в проблему. Нередко характер молодой человек наследует от родственников. Часто к таким подросткам прилипают нехорошие, обидные клички и прозвища, им очень трудно в коллективе ровесников. В таких случаях подросток ищет общения со взрослыми.
В условиях социально – воспитательного центра таким взрослым, понимающим, сострадающим, защитником является социальный педагог. Молодые люди испытывают постоянную потребность в общении с педагогом. Однако, установить этот контакт удается не каждому педагогу: возрастная дистанция, специфичность отдельных проблем, боязнь прослыть подхалимом мешает подростку сделать первый шаг. Этот шаг должен сделать педагог, как более мудрый, как профессионал.
Для того, чтобы избежать конфликта, не провоцировать его, войти в доверие к подростку помогают следующие правила общения:
никаких нотаций – больше всего подростка бесят нудные, поучительные нравоучения. Заинтересуйтесь его творчеством. Поменяйте стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон. Откажитесь от категоричных оценок и суждений. Кстати, замечено, что особенно болезненно молодежь воспринимает критику в области моды и музыки.
идите на компромисс - еще никому ничего не удалось доказать с помощью скандала. В этой форме общения не бывает победителей. Когда контакт педагога и подростка охвачен негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает, наступает синдром «красной тряпки».
уступайте, ведь вы умнее – «костер быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров». Особенно болезненно для подростка, когда конфликт происходит на глазах у сверстников. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен замолчать.
не обижайте – прекратите ссору, не делайте подростку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умейте достойно выходить из трудных ситуаций, подросток учится у вас.
Соблюдая эти правила, социальный педагог всегда сможет найти подход к подростку и выявить причины конфликта. А, зная причины, гораздо легче справиться с возникшей нестандартной ситуацией. Необходимо помнить, что добрые отношения педагога играют решающую роль в налаживании культурных взаимоотношений. Человеческая теплота, доброта, похвала творят чудеса. Убеждения, разъяснения, «задушевные» беседы всегда давали положительный результат.
Умение контролировать ситуацию и направлять в нужное русло главная составляющая профессионализма социального педагога. Однако, надо помнить, что добрые отношения, если они с готовностью воспринимаются, порождают этим двусмысленные отношения к педагогу. Студенты, как правило, ожидают, что педагог перестанет замечать какие либо допущенные им нарушения. Поэтому, работа по налаживанию благоприятной атмосферы в коллективе, группе должна вестись продуманно, систематично, с привлечением психологической службы.
Необходимо, чтобы студенты усвоили: для любых отношений неприемлемы грубость, нетерпимость, язвительность, раздражительность в общении. Молодого человека нужно убедить, что нет никакой доблести в том, что ты держишь себя вызывающе при общении как с ровесниками, так и со взрослыми. Надо доказать, что достоинство, смелость и независимость утверждаются не умением дерзко говорить, а человеческими качествами.
Рассмотрев проблемы межличностных отношений в студенческой среде вне учебного процесса, можно сделать вывод, что неблагоприятные эмоциональные условия человеческого бытия, которые порождаются неблагоприятным межличностным общением, есть огромная разрушительная сила.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.