что нам нужно?
Ирина Алексеевна Журавлёва – преподаватель
ГОУСПО Уфимский колледж библиотечного дела
и массовых коммуникаций,
кандидат философских наук, председатель ПЦК
Под исследовательской работой понимают такую деятельность студента, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы.
На основе проведенного анализа дефиниций были выделены признаки исследовательской деятельности:
- целеположенностъ (постановка новых постоянно меняющихся целей в оценивании сложившейся ситуации как условия, оказывающего влияние на принятие целей и т.п.);
- предметность (подчинение свойствам и отношениям преобразуемого в процессе исследовательской деятельности объективного мира. Одни понимают предметность деятельности как оперирование с предметом, как присвоение способов действия, закрепленных в общественных предметах, другие — как характеристику общественных форм организации человеческой деятельности»). Г.С. Батищевым предметность деятельности раскрывается на основе мысли о распредмечивании и опредмечивании;
- взаимозависимость процессов опредмечивания и распредмечивания («Распредмечивание - это универсальный «переводчик» природы и предметных форм культуры на «язык» сущностных сил общественного и общающегося с другими индивидами человека». Одновременно с этим процессом имеет место «запечатление живой активности как процесса жизни человеческих сущностных сил в предмете, превращение логики действования субъекта в свое предметно-зафиксированное изображение и обретение субъектом своей действительности в объектах, несущих на себе и хранящих образ его деяния, есть опредмечивание»);
- субъектностъ деятельности (активность субъекта как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности личностный смысл («значение для меня»), придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям).
Исследовательская работа организуется с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материа¬ла, приобретения студентами начальных навыков исследовательской ра¬боты. Итогом этой работы являются выступления на студенческих науч¬ных конференциях, рефераты, курсовые и дипло¬мные работы.
В ходе выполнения исследовательских работ студентами решается двоякая задача: приобретаются умения и навыки изучения спе¬циальной литературы, проведения научного исследования и, в тоже время, знания приобретают конкретное наполнение, закрепляются на практике.
В исследовательской деятельности студентов можно выделить следующие уровни:
1 уровень, когда творческие и исследовательские задачи студентам ставятся в инициативном порядке отдельными педагогами (исследовательская деятельность в данном случае понимается как форма учебной работы).
2 уровень, когда исследовательская деятельность развивается по многим направлениям и начинает создаваться педагогами как подход к внедрению образовательной деятельности. (Научно-практическая конференция в колледже, либо участие в научно-практических конференциях в других учебных заведениях города, края).
3 уровень, когда к системе исследовательской деятельности подключается научное учреждение.
Проводимые научно- практические конференции способствуют развитию у студентов элементов научного мировоззрения общего кругозора, внутренней культуры, познавательной активности и самостоятельности.
Исследовательская работа студентов важна и значима в его учебной деятельности. Как правило, у студентов, проявляющих интерес к исследовательской деятельности, появляется логика в изложении, научность, полнота, значимость исследуемой проблемы.
Исследовательская деятельность неразрывно связана с формированием у студентов исследовательской культуры.
В данном процессе можно выделить следующие компоненты:
1. Гносеологический, т.е. обеспечение базой специальных знаний о способах и источниках получения научной информации, технологии поисково-творческой деятельности, методиках научного исследования.
2. Мотивационный, т.е. готовность и стремление студента к самостоятельной и исследовательской деятельности.
3. Практически-действенный – овладение будущими специалистами, исследовательскими умениями и навыками, которые обеспечивали бы рациональное и эффективное осуществление его профессиональной деятельности.
Процессу формирования исследования культуры студенты учатся с самого начала вовлечения в учебный процесс. Это:
• осознание проблемы;
• умение выдвигать гипотезу;
• аргументировано ее защищать;
• самостоятельно работать с научной литературой;
• выступать с сообщениями, докладами, рефератами и научными исследованиями.
Далее студент учится методологии научного исследования, учится моделировать, анализировать полученные результаты. И как завершающий этап – это практическая реализация задач исследовательской деятельности: анализ полученных результатов, выводы, рекомендации. Все это в комплексе помогает совершенствовать студенту профессиональную компетентность, способствует созданию системы теоретических знаний и практических умений, позволяет формировать отношение к науке, как важнейшему средству диагностики, проектирования, прогнозирования и личного совершенства.
Развитие навыков научно-исследовательской деятельности, использование различных технологий, профессиональный рост помогает нам рационально планировать и творчески осуществлять процесс подготовки специалистов в соответствии с требованиями Государственного Образовательного стандарта, воплощать дидактические замыслы, оценивать их результативность.
Все многообразные формы, исследовательской деятельности студентов, исходя из их содержания и назначения, осуществляются в рамках двух основных направлений:
1. подготовка студентов к выполнению научно-исследовательских работ (методы и методики обучения и приобретения студентами знаний, умений и навыков исследовательской, проектной и изобретательской деятельности);
2. непосредственное участие студентов в проводимых вузами научно-исследовательских и проектных работах.
Практическая реализация этих направлений обеспечивается через следующие организационные формы и мероприятия системы исследовательской деятельности:
Научно-исследовательская работа, включенная в учебный процесс.
Данная форма организации исследовательской деятельности имеет своей целью приобретение студентами навыков владения средствами и приемами исследовательской деятельности и включает все виды выполняемых студентами исследовательских работ, внесенных в учебные планы и программы и предусмотренных графиком учебного процесса:
• выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ, содержащих элементы научных исследований или имеющих реальный научно-исследовательский характер в период производственных и учебных практик;
• изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных по курсу «Основы научных исследований», «Основы научного и технического творчества».
Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс.
Основной целью данной формы организации НИРС является индивидуализация процесса обучения посредством выполнения студентами НИР помимо учебных планов, обеспечение предпосылок для обучения в магистратуре и аспирантуре. Она включает в себя все виды выполняемых студентами исследовательских работ помимо основной образовательной программы:
• участие в работе научных кружков, семинаров и студенческих исследовательских лабораторий;
• подготовка рефератов и сообщений по темам, вынесенным для самостоятельного изучения;
• участие в конференциях, конкурсах и олимпиадах;
• подготовка публикаций по результатам научно-исследовательской работы.
Научно-исследовательская работа, ведущаяся параллельно учебному процессу.
Основной целью данной формы организации НИРС является повышение у студентов уровня научной квалификации и получение навыка работы в научных коллективах и организациях. Данная форма предполагает:
• участие в качестве исполнителей в выполнении бюджетных и внебюджетных научных исследований, осуществляемых профессорско-преподавательским составом кафедр и лабораторий университета;
• выполнение собственных научных исследований при получении гранта на исследовательскую работу.
Не имея возможности дать развернутый анализ критериев для оценивания системы исследовательских работ, выполняемых на разных этапах, остановимся на критериях оценивания отдельных видов работ. Так, для оценивания мини-исследования наиболее значимыми представляются следующие критерии:
1. ориентация темы исследования на получение субъективно нового или объективно нового знания;
2. корректность формулировок проблемы, цели, задач, объекта, предмета, гипотезы;
3. обоснованность использованных методов и методик исследования;
4. корректность проведения эксперимента;
5. глубина и всесторонность анализа полученных данных;
6. уровень обобщения материалов исследования.
Работа реферативного плана оценивается по другим основаниям и, соответственно, по иным критериям. Основные среди них:
1. целостность видения проблемы, которая проявляется в раскрытии различных (возможных) подходов к ее рассмотрению и анализе отдельных аспектов проблемы;
2. системность и последовательность в подаче материала (последовательность в раскрытии принятых подходов);
3. достаточность и современность использованных библиографических и иных источников;
4. представленность авторской позиции, взглядов, мнений;
5. стиль и культура подачи материала.
Предложенные критерии в развернутом и преобразованном виде используются для оценивания и других видов исследовательских работ, формируя и системность, и преемственность в анализе результатов деятельности студентов. Приведем для примера критерии оценки выпускной квалификационной работы.
• Актуальность проблемы, темы.
• Направленность проблемы на получение объективно нового знания.
• Представленность в работе всех структурных элементов исследования.
• Соответствие формулировок цели, задач, объекта, предмета, гипотезы сути проблемы.
• Наличие методологического основания исследования.
• Проработка теоретических основ исследования: обоснование и раскрытие возможных подходов к исследованию проблемы, рассмотрение ключевых ее аспектов.
• Наличие обоснованной авторской позиции, раскрывающей видение сущности проблемы исследователем.
• Использование в экспериментальной части исследования обоснованного комплекса методов и методик, способствующих раскрытию сути проблемы.
• Целостность исследования, которая проявляется в связанности теоретической и экспериментальной его частей.
• Перспективность исследования: наличие в работе материала (идей, экспериментальных данных и пр.), который может стать источником дальнейших исследований.
• Достаточность и современность использованного библиографического материала и иных источников.
• Соответствие языка работы языку исследования.
Взаимодействие преподавателя и студента, связанное с выполнением исследовательской деятельности, реализуется в трех основных формах: руководство, обсуждение, консультирование. В них отражается переход от развернутого и последовательного сопровождения студента к свернутому и эпизодическому, предоставляющему ему возможность для проявления максимальной активности и своеобразия при выполнении исследования. Руководство обычно охватывает весь период и этапы исследования от обсуждения темы будущего исследования до обсуждения варианта выступления при защите выполненной работы. Обсуждение как форма сопровождения предполагает относительно систематическое или эпизодическое отслеживание преподавателем хода и результатов исследования студента, предоставляя последнему достаточную самостоятельность в работе. Консультирование связано с максимальной самостоятельностью и активностью студента при проведении исследования и обращением к преподавателю на отдельных этапах работы и в отдельных ситуациях. Обращение преподавателя к различным формам взаимодействия со студентом способствует формированию у последнего индивидуальной исследовательской системы.
Среди множества подходов организации исследовательской деятельности студентов основными являются следующие: проблемно-рефлексивный, системный.
Например, системный подход базируется на принципах целенаправленности. Последовательного усложнения учебных заданий, обратной связи, согласования целей, соответствия организационных и содержательных позиций.
Так, в формировании самостоятельности студента в учебной деятельности решается в ходе обучения частным задачам: умения слушать, записывать лекцию, самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, обрабатывать, систематизировать материал.
А формирование исследовательских умений обеспечивается в процессе обработки умений планировать исследование, подбирать адекватные задачам исследовательские методы, грамотно проводить качественный и количественный анализ экспериментальных данных, оформлять результаты исследования.
Следуя принципу последовательного усложнения работы студентов, можно использовать разнообразные типы самостоятельных разработок преподавателя по дисциплине.
I этап учебно-исследовательской работы студентов включает проведение несложных исследований в рамках определенного предмета. На этом этапе студенты приобретают один из важных навыков исследования – умение работать с первоисточником. Самостоятельно находить и анализировать информацию.
II этап - написание реферата. По предложенной преподавателем тематике, либо самим студентом. Роль преподавателя определяется как консультативная. Студенты могут представить свой реферат на одном из уроков по предмету, в своей группе, на другом отделении, в другой группе.
Здесь усваиваются и закрепляются некоторые методы и подходы к исследованию, способы работы с литературой, приобретаются навыки оформления и публичной защиты.
В итоге последовательной организации исследовательской деятельности у студента складывается та личностная исследовательская система, которая способствует раскрытию его потенциала и возможностей, позволяет стимулировать студента к выполнению все более перспективных и масштабных исследований, осуществлять необходимое и достаточное для него сопровождение.
Литература:
1. Ануфриев А.Н. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., 2002.
2. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. – М., 1999.
3. Болотин Г.М. Оформление материалов самостоятельной работы. Рекомендации для студентов. Киев, 1984.
4. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. М., 2000.
5. Виноградова Н.А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ: (для учащихся школ, студентов колледжей, вузов). М., 1999.
6. Дипломные работы (методические рекомендации). Архангельск, 1999.
7. Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. 2001. М., 2001.
8. Курсовые и выпускные квалификационные работы по педагогике: Методические рекомендации для студентов. 3-е изд., перераб. и доп. Архангельск, 2000.
9. Письменные, курсовые работы. Методическое пособие по написанию и оформлению. / Под ред. В.Н. Фокиной. М., 2001.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.