Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Здоровье каждого молодого человека – это «Здоровье нации» (некоторые аспекты организации воспитательной работы).

    - Здоровье каждого молодого человека – это «Здоровье нации» (некоторые аспекты организации воспитательной работы).

    Новикова Елена Анатольевна,
    заместитель директора по воспитательной работе
    Братского музыкального училища
    e-mail : muz_uch@ngs.ru


    В истории Российского государства решение задачи по воспитанию ценностных качеств подрастающего поколения всегда распределялись между двумя общественными социальными институтами – государством, в лице религии, образования и семьей. Однако это деление не всегда было в равных пропорциях. В эпоху строительства коммунизма семья хоть и называлась ячейкой общества, именно государство, а вернее сказать партийный аппарат, занималось выработкой доктрины и самим процессом воспитания - формированием модели человека будущего: строителя коммунизма, спортсмена, активиста. Общество ставило жёсткие рамки в поведении каждого её члена, порицало или одобряло его поступки. В перестроечный период, при смене экономических формаций, произошла и перестройка критериев личностных ценностей, и далеко не в лучшую сторону. Политический плюрализм повлёк за собой и плюрализм воспитательной системы в целом и отдельных её направлений (нравственное воспитание, толерантность, патриотизм и т.д.). В современных социально – экономических условиях, можно констатировать факт, перераспределения воспитательных функций в сторону образования. Семья, как ячейка общества, всё больше берёт на себя обязанность по удовлетворению основных физиологических потребностей ребёнка, связанных с экономическими затратами, таких как питание, кров. Тогда как структуры образовательной системы занимаются не только умственным, физическим и профессиональным развитием, но и психологической адаптацией, социализацией молодёжи в обществе, воспитанием патриотических чувств и потребностей в здоровом образе жизни. Нередки случаи, когда именно семья становится примером асоциального поведения взрослых, который осознанно или неосознанно копируют дети, подростки. Всем хорошо известны случаи «наследственных» пагубных привычек, таких как табакокурение, алкоголизм, наркомания, половая распущенность. В размерах государства данные пороки общества приобрели столь огромный размах, что ставят под угрозу сам факт существования нации. Поэтому проблема «Формирования здорового образа жизни в молодёжной среде» становится приоритетной государственной задачей. Средние специальные учебные заведения, как один из участников образовательного, а стало быть и воспитательного процесса, должны уделять данному вопросу особое внимание, так как именно в подростковом периоде возможна осознанная корректировка поведения молодого человека.
    В современной формации на первый план выходит личность, индивидуальность, которая имеет право на самоопределение. Задача воспитания помочь этой личности создать условия для своего развития. И эти условия – образ жизни, свободный от негативных проявлений современного общества, при котором личность может проявить себя во всём творческом разнообразии.
    В Братском музыкальном училище в 2005 году разработана и осуществляется воспитательная программа «Здоровье нации». Авторы её и весь педагогический коллектив убеждены, что только «борьба за здоровье» каждого члена общества может дать положительный результат в рамках целого государства. А добиться поставленных целей возможно в результате системы разноплановых мероприятий, используя современные методы и язык общения с молодёжью.
    Ежегодно утверждаемый план мероприятий, в рамках этой программы, включает в себя несколько блоков:
    • месячник «За здоровый образ жизни» (17ноября-17 декабря);
    • лектории специалистов лечебных и профилактических учреждений;
    • психологические тренинги;
    • спортивные и оздоровительные мероприятия,
    • зрелищные мероприятия.

    Все эти мероприятия отличаются друг от друга формами подачи материала (пассивная, активная), принципами организации и подбора электората, степенью воздействия.
    Мероприятия пассивного блока это не только лекции специалистов лечебных и профилактических учреждений, таких спортивно-медицинский диспансер, детская городская больница, женская консультация, областной центр борьбы со СПИДом станция переливания крови и др., главной целью которых становится, скорее всего, гигиеническое и медицинское просвещение молодёжи. Получают хороший отклик в студенческой среде ежегодные конкурсы стенных газет, плакатов и видеороликов по тематике «Профилактика негативных проявлений в молодёжной среде», стендовые анкетирования об отношении подростков к табакокурению, наркомании, алкоголизму. Незабываемое впечатление оставили две театральные постановки студенческих коллективов «Полёт в никуда» в 2005 году и «Забава для дураков» в 2007.
    Авторами первого спектакля стали сами ребята. Тема, которую они отразили в своей работе – судьба подростков - студентов, мечтам которых не суждено было сбыться из-за слабости и трусости отказаться от пороков современного общества, оказалась очень понятна аудитории. Язык передачи чувств и эмоций (световое решение, музыка, литературно - сценические приёмы) не оставили равнодушных в зале ни студентов ни преподавателей.
    Спектакль «Забава для дураков» студенческой театральной студии «Ключ» основан на реальных исторических фактах из жизни жертв табакокурения в Европе и России со времён Христофора Колумба до наших дней.
    Результатом сотрудничества с волонтерским отрядом Братского государственного университета стало мероприятие в форме муз – пати шоу «Выбери жизнь» в 2006 году. На фоне зажигательной и вместе с тем проникновенной современной музыки состоялся откровенный диалог сверстников о сексуальном воспитании, ценностях семьи и самой опасной эпидемии века – СПИДе.
    Последние два года мы обратились и ещё к одной форме пассивного воздействия – кинематограф. Это как игровые, так и документально - публицистические фильмы, а также кинолектории. (Художественный фильм «Джуно» о девочке подростке, ставшей матерью, но отказавшейся от своего ребёнка – 2008 год; «Обманутые дети» о молодых наркоманах -2007 год; «Против России» - 2007 год). В обсуждениях после таких просмотров очень важно обратить внимание ребят не художественный аспект данных сеансов, а на их проблематику, физиологические, этические и моральные нормы поведения героев. И здесь важно не столько дать готовую модель поведения, как предложить задуматься об ответственности этих поступков.
    Большую популярность среди студентов училища стали пользоваться психологические тренинги, которые проводят не только специалисты городского центра практической психологии, активисты молодёжных движений, но и студенты старших курсов, прошедшие семинары и курсы по данному направлению. Это тренинги личностного развития, камандообразующие, коррекционные и по выявлению лидерских качеств участников. Такая форма работы помогает подросткам понять свои слабые стороны, определить своё место в сообществе сверстников и, при желании, развить недостающие черты характера. Особо важны такие занятия для ребят психологически неустойчивых, подверженных чужому негативному влиянию, имеющих опыт «дурной семейной наследственности». Помочь подростку почувствовать себя уверенным, «сильным»
    Другая форма воспитания приоритета здорового образа жизни – активные занятия физической культурой и спортом. Хотелось бы отметить тот факт, что с каждым годом всё больше абитуриентов, поступающих в училище, имеют слабое здоровье и физическую подготовку. Медицинские справки, предоставляемые в приёмную комиссию, не отражают действительного состояния здоровья. Большинство патологий здоровья студентов выявляются при медицинских обследованиях уже в процессе обучения. Это заболевания сердечно – сосудистой системы (дистония, гипертония), позвоночника, неврологические.
    Поэтому подбор видов спорта для занятий физической культурой индивидуален для каждой группы и студента, с учётом специализация и группы здоровья. Это позволяет каждому выбрать приемлемую форму в течение всего учебного года: плавание (октябрь-апрель), тренажёрный зал (сентябрь – май), коньки (ноябрь-февраль), боулинг (сентябрь, май), игровые виды спорта (весь год), лыжи.
    Также в рамках училища проводятся целый ряд спортивно- развлекательных мероприятий с активным участием студентов и педагогического коллектива. Давно стали традиционными соревнования по стендовой стрельбе, посвящённые Дню защитника Отечества, которые собирают каждый год всё больше и больше участников, Спартакиады БМУ среди команд отделений, турниры по футболу, ледовые игровые программы в дни зимних каникул, турниры выпускников по боулингу и многое другое.
    Команды студентов Братского музыкального училища являются постоянными участниками и городских студенческих спартакиад и соревнований, туристических слётов. Многие их выступления отмечены дипломами и грамотами Департаментов спорта, культуры и молодёжной политики Администрации города, района в командных и личных первенствах по различным видам спорта.
    Немаловажную роль в разработке методик играют психологические тестирования, анкетирования и мониторинг физического состояния студентов. Ежегодно преподавателями психологами училища проводятся анкетирование студентов первого курса на предмет психологической адаптации к новым условиям обучения. Результаты тестирования обсуждаются на методических и педагогических советах с целью выработки конкретных рекомендаций по организации воспитательной работы с этой группой студентов. Проводится индивидуальная работа силами педагогического коллектива, а также с привлечением специалистов городского Центра практической психологии. Особое внимание уделяется психологическому состоянию выпускников на этапе подготовки и сдачи государственных экзаменов и распределения на работу. Этот важный момент их жизни требует от каждого из них вдумчивой организации самостоятельных занятий, сбалансированности психического и физического здоровья, ответственности в принятии решения. Для них проводятся психологические тренинги и консультации, игры по правовым вопросам, встречи с будущими работодателями.
    В результате работы данной программы можно проследить следующие положительные результаты, подтверждённые анонимными анкетированием городского Центра практической психологии за последние три года:
    1. значительно снизился процент студентов, употребляющих спиртные (особенно крепкие) напитки;
    2. прослеживаются единичные случаи употребления слабодействующих наркотических средств и полностью отсутствуют факты употребления сильнодействующих;
    3. единичны случаи ранних беременностей и родов (1 в год);
    4. с каждым годом увеличивается количество участников спортивных мероприятий.

    Всё вышесказанное внушает оптимизм преподавателям и всем работникам нашего училища. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, а продолжим поиск всё новых и интересных форм работы с молодёжью. Мы будем рады, если наши выпускники смогут стать нашими лучшими продолжателями – педагогами, несущими радость общения с искусством и счастья людям.