что нам нужно?
Арабтская Людмила Васильевна,
преподаватель немецкого и французского языков,
Лосева Анна Ивановна, преподаватель французского языка,
Иркутский государственный педагогический колледж № 1, ssa@igpk.ru
Художественный музей – одна из главных достопримечательностей Иркутска – старинного сибирского города, основанного землепроходцами в 1661 году. Это один из старейших и самых больших музеев России. В его создании, истории, в характере коллекций и судьбе отдельных произведений отразились богатые и прочные культурные традиции города. В основу музея было положено собрание произведений искусства видного общественного деятеля и просветителя, уроженца Иркутска, Владимира Павловича Сукачева (1849-1920). Коллекция собиралась им на протяжении 1870-1890-х годов, и к концу века в ней было более ста произведений живописи и графики. Сейчас в музее хранится более четырнадцати тысяч произведений русского, советского, зарубежного искусства.
Студенты Иркутского государственного педагогического колледжа №1, изучающие французский язык, являются частыми посетителями городского художественного музея. Наряду с освоением культурно-исторического, лингвокультурного наследия стран изучаемого языка, они учатся глубже и шире понимать, интерпретировать и усваивать культуру родного края, что позволяет продуктивнее взаимодействовать с партнерами различного ранга, как в России, так и за рубежом.
Несколько лет назад возникла идея провести историко-культурологическое исследование произведений французских художников, находящихся в коллекции Иркутского художественного музея. Целью данной работы явилось расширение языкового пространства через изучение культурно-исторического наследия Сибири. Реализация данной цели направлена на развитие личностных и профессиональных качеств будущего специалиста средствами иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации.
В качестве объекта исследовательского поиска студентов была выбрана коллекция полотен французских художников (XVII – XIX вв.), находящихся в собрании Иркутского областного музея им. В.П. Сукачева.
Французская живопись представлена художниками:
Никола Пуссен (XVII в.) – классицист;
Констан Тройон (XVIII в.) – барбизонец;
Пьер Жюстен Уврие (XVIII в.) (XIX в.) – классицист;
Р. Гинкур (XIX в.) – классицист;
Камиль Писсаро (XVIII в.) – импрессионист;
И. Палларе (XIX в.) – классицист;
Клод Оскар Моне (XVIII в.) – импрессионист.
Одним из примечательных полотен французских художников-классицистов в музее является «Призвание апостолов» Никола Пуссена. Евангельский сюжет о призвании Христом в ученики двух братьев-рыбаков – Иакова и Иоанна Зеведеевых – воплощается в строгой, классической композиции. На фоне величественного пейзажа благородно-сдержанные движения и жесты персонажей подчиняются единому ритму. Этим произведением Пуссен раскрывает идею о разумности и осмысленности поступков человека и его гармонии с окружающим миром.
Произведение Констана Тройона «Всадник с быком» (1850 г.). В 1968 г. оно поступило в музей как дар частного коллекционера Н.К. Величко из Москвы. О Тройоне мы узнали, что он увлекался пейзажем и с 1833 г. выставлялся в парижских салонах. Будучи художником-барбизонцем, Тройон вдохновлялся красотами национальной природы. В надвигающихся сумерках, как обычно у Тройона, наполненная воздухом природа излучает богатство цветовых оттенков.
Прославляет природу Франции Пьер Жюстен Уврие. Он представлен в нашем музее «Пейзажем с рекой». Поступил в музей в 1940 г. от коллекционера А.И. Фавориной. Это удивительно красивая акварель исполнена с тем же монументальным размахом, точностью нанесения и трепетом разнообразных красочных мазков, как и картины, написанные маслом.
Французскую школу представляет классицист Р. Гинкур. Поступление из Иркутской мужской гимназии в 1920 г. Сведения о Гинкуре отсутствуют. Картина «Концерт» представляет собой образец салонной живописи конца XIX в. В ней очарование ушедшей, а оттого еще более прекрасной эпохи.
Плеяду классицистов пополняет И. Палларе произведением «Париж. Ворота Сен-Дени». Картина является даром известного коллекционера-иркутянина М.Е. Лейбовича. Сведения о жизни Палларе отсутствуют, но мотив картины и свободная манера письма свидетельствуют о творческом переосмыслении последних достижений французской живописи, о влюбленности художника в жизнь современного города.
В 1986 г. в Иркутский художественный музей от коллекционера Н.К. Величко (Москва) поступило произведение Камиля Писсаро «Пейзаж». Наполненный влажным воздухом этюд, словно фейерверком, озарен всплесками открытых штрихов чистых и радостных по звучанию красок, делающих неуловимыми для глаза контуры изображения.
Несомненно ценным даром коллекционера Н.К. Величко (Москва) в 1986 г. явилось произведение Клода Оскара Моне «Чайки. Темза, парламент». Пейзаж насыщен парами знаменитого английского смога, давящего на мутные, сложных оттенков цвета воды реки. Бархатистая живописная фактура пастели уподобляется тонко и гармонично сотканной декоративной ткани.
Итак, нами представлена вся галерея живописных произведений французских мастеров, находящихся в коллекции Иркутского областного художественного музея. Хочется подчеркнуть мысль о том, что искусство интернационально, оно понятно и дорого всем народам, и где бы ни находилось произведение искусства, в какой бы то ни было стране или музее, если оно является настоящим, достойным, то оно всегда будет радовать, восхищать и воодушевлять зрителя.
Изучение и анализ экспозиционного ряда произведений французских художников позволили нам понять и оценить работы крупнейших мастеров, открыть имена малоизвестных в России художников, дало представление о многообразии направлений европейского искусства, пробудило интерес к дальнейшей исследовательской работе в этой области. Несомненно, мы испытали чувство гордости и глубокой благодарности, познакомившись с именами бескорыстных меценатов и коллекционеров России, в том числе иркутских, подаривших безвозмездно свои собрания музею.
Ознакомление с творчеством художников Франции вызвало интерес к творчеству русских художников тех же исторических периодов, полотна которых представлены в художественном музее г. Иркутска. Для этого нами была изучена общественно-политическая обстановка во Франции и России, оказавшая влияние на культурно-исторический фон XVII, XVIII, XIX вв. Политические и социальные перемены нашли яркое, живое отражение в искусстве обеих стран, что позволило нам провести сравнительный историко-художественный анализ творчества русских и французских художников.
Целью проделанной работы было продолжение изучения культурно-исторического, лингвокультурного наследия России и Франции, использование условий для личностно-профессионального развития через различные виды деятельности, в том числе креативной и научной. Реализация данной цели направлена на развитие личности и специалиста средствами иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации.
В XVII веке (1601-1700 гг.) во Франции происходит социальное расслоение общества; укрепление, обогащение буржуазии и обнищание народа. В России – смутное время правления Бориса Годунова. С 1682 г. правит Петр I, его реформы вносят кардинальные перемены в жизнь русского общества. Социально-политически Россия отстает от стран Европы. Как это отразилось в искусстве? На примере коллекции нашего музея мы пришли к следующему выводу. Одним из примечательных полотен французских художников в музее является «Призвание апостолов» Никола Пуссена. Этот художник создал много картин на библейские сюжеты. Произведений русских художников, работавших в этой теме, в музее нет, но широко представлены иконы, большинство из которых относится к XVI-XVII вв. Древняя иконопись по своей сути и духовно-художественной значимости перешагнула границы православия и стала одним из драгоценных достижений мировой художественной культуры.
В XVIII веке (1701-1800 гг.) общественно-политическая обстановка этого периода такова. Россия в 1721 г. побеждает шведов. Императрица Анна Иоанновна Романова открывает дорогу в государство немцам и скандинавам.
Изобразительное искусство в России приобретает светлую форму. Гораздо значительнее стала роль человека, поэтому особенное распространение получил портретный жанр. В музее представлены «Портрет Екатерины II» Д. Левицкого, «Портрет Павла I» С. Щукина, «Портрет великого князя Александра Павловича в детстве» Ф. Рокотова. Нашел свое место и признание в конце века русский пейзаж: «Пейзаж с коровами» С. Щедрина.
П.Ж. Уврие «Пейзаж с рекой», К. Писсаро «Пейзаж»: и русских, и французских художников вдохновляли красоты национальной природы, которые мастерски представлены живописцами обеих стран.
Во Франции в XIX (1801-1900гг.) Наполеон становится императором, 1815 г. – разгром Наполеона.
В России – Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права в России 1861 г.
Искусство XIX в. отразило борьбу и взаимовлияние тенденций классицизма, романтизма и зарождающегося реализма. Полотна на исторические темы, портреты, жанровые картины и пейзажи, отразившие сложное мироощущение людей, являются высшими достижениями отечественной и французской живописи того времени.
Н. Маковский «Портрет графа Муравьева-Амурского – генерал-губернатора Восточной Сибири»
И. Шишкин «Перелесок. Полдень»
А. Саврасов «Сокольники», «Весной. Близ Полтавы»
И. Репин «Нищая»
К. Трутовский «Помещики-политики»
В. Маковский «Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного»
Р. Гинкур «Концерт»
И. Палларе «Париж. Ворота Сен-Дени»
Представленные полотна стали объектом нашего исследования, в результате которого был сделаны следующие выводы, которые не претендуют на научную полноту и законченность, поскольку количество произведений французских художников вообще и рассматриваемых периодов, в частности, ограничено коллекцией нашего музея.
И французские художники (К. Тройон, К. Писсаро, И. Палларе), и русские (И. Шишкин, А. Саврасов, И. Репин и др.) испытывали огромную любовь к своим странам, их истории, пейзажам, родным местам, что отразилось в их творчестве и нашло воплощение в полотнах различных жанров. Каждый из них индивидуален, но вместе с тем, если французскому пейзажу присущи легкость, изящество, в воздухе витает влюбленность, то величием и грустью веет от изображений русской природы.
Несмотря на это, и русских, и французских художников объединяет одно стремление – донести до зрителя красоту родной природы, одухотворенность библейских тем, жизненность бытовых сцен. Каждый из вышеперечисленных художников оригинален и неповторим в технике, колористике, композиции картин. Язык живописи остается универсальным языком, понятным всем людям на планете. Но интересные детали истории художественного произведения и жизни автора чаще всего доступны на языке той страны, откуда родом этот художник, поэтому изучение иностранного языка, в частности французского, будет способствовать дальнейшему знакомству с культурой Франции, сближению культур наших стран и, в конечном итоге, лучшему взаимопониманию наших народов.
Изучив творчество французских и русских художников нашего музея, мы заинтересовались полотнами современных сибирских художников, работавших и продолжающих работать по сей день, в творчестве которых проявилось влияние французской живописи. Цель данного поиска – попытка анализа их произведений и выявление в их творчестве элементов влияния французской живописи.
Алексей Жибинов. Искусство Жибинова развертывалось в то время, когда атмосфера исканий творческой интеллигенции приобрела небывалую напряженность (1920-1955 гг.). Его произведения «Слепые музыканты», «Дуэт», «Трио» созданы под влиянием французских символистов, работа «Лошади, бегущие от волков» напоминает о периоде творчества Жибинова, который логично определить как экспрессионистский.
Геннадий Кузьмин. Живописец опирается в своем творчестве на достижения таких французских мастеров, как Брак, Сезанн, Делоне, Пикассо («7 дней из жизни женщины», «Ночь 22 декабря 1994 г.»).
Владимир Кузьмин. Лирический пейзаж играет ведущую роль в творчестве этого мастера. Цветовое звучание, богатство оттенков, преимущественно желтого и голубого цветов, близко по духу французским импрессионистам – Моне, Дега, Писсаро. Таковы пейзажи «Иркутские улочки», «Хрустальный Байкал», «Крещенский мороз», «Иркутский двор», «Праздник Покрова».
Валерий Мошкин. Живописные полотна Мошкина – это социально осмысленные, острые, проблемные вещи. Автор оперирует языком символов и отвлеченных понятий. Пример тому – «Утренние встречи», «Аллегория двух отношений», «СПИД». Такое письмо свойственно сюрреалистам Дали, Эрнсту.
Борис Десяткин. Оригинальные изобразительные концепции Б. Десяткина раскрываются в сложном сцеплении рационального и чувственного, экспрессивного и конструктивного, условного и достоверного. Броская, вызывающая, почти эпатирующая образность холстов этого художника относит нас к творчеству таких французских экспрессионистов, как Нольде, Кокошко и Марка. Картины: «Е. Турунов», «С. Гаращук», «В. Смагин».
Николай Вершинин. Синтез экспрессионизма и символизма рождает произведения, в которых размышление о жизни перерастает в исповедь художника («Рождественский вечер», «Пасхальный натюрморт», «Иркутские дожди»).
Галина Новикова. Предмет пристального изучения художницы – человек, наш современник. Элементы реализма и классицизма соединяются в ее творчестве с обобщающим, философским восприятием жизни, свойственным представителям французской живописи: П. Уврие, Н. Пуссену, Р. Гинкуру, И. Палларе. Об этом свидетельствуют портреты композитора В. Павлова, писателей М. Сергеева, К. Матхановой, актера В. Венгера.
Изучение справочной литературы, монографий, рассуждений сибирских художников об искусстве, о своем творчестве, посещение музея открыло нам прекрасный и загадочный мир творческих людей. Мир, который позволяет понять неизведанное, увидеть в новом свете и цвете окружающие нас предметы, происходящие события, людей и попытаться дать свою оценку окружающему нас миру и нашему месту в нем.
Это дает нам право говорить об Иркутске не как о «художественной провинции», а позволяет воссоздать объективную картину регионального изобразительного искусства в общем историко-культурном процессе.
Данный материал переведен силами студентов и преподавателей на французский язык, успешно используется в учебном процессе, что способствует формированию ценностно-культурной компетенции обучаемых, создает новые условия для качественной подготовки специалистов, мотивирует их для дальнейшей исследовательской работы.
Список использованной литературы:
1. Ларева Т.Г. Художники Иркутска [Текст] / Т.Г. Ларева. – Иркутск, Восточно–Сибирское книжное издательство, 1994. – 416с., ил.
2. Моника Бохи–Дюшен. Современное искусство [Текст] / Бохи–Дюшен Моника, Кух Джакет. - М.: «Премьера», «Астрель» АСТ, 2001. -64с.: ил.
3. Полевой В.М. Малая история искусств [Текст] / В.М. Полевой. - М.- Искусство, 1991. – 303с.,ил.
4. Ясникова Т. Войдем в мир художника. [Текст] / Т.Ясникова // «Культура». - 2002 - №3–4.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.