Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Защита информации в информационную эру (Из опыта работы Обоянского библиотечного колледжа)

    - Защита информации в информационную эру (Из опыта работы Обоянского библиотечного колледжа)

    Соловьева Наталья Александровна,
    Преподаватель ОГОУ СПО
    «Обоянский библиотечный колледж»
    е-mail: obbibkol@mail.ru

    Кто владеет информацией, тот владеет миром.
    Уинстон Черчилль


    Проблема защиты информации от постороннего доступа и нежелательных воздействий на нее возникла давно, с той поры, когда человеку по каким-либо причинам не хотелось делиться ею ни с кем или не с каждым человеком. С развитием человеческого общества, появлением частной собственности, государственного строя, борьбой за власть и в дальнейшем расширением масштабов человеческой деятельности информация приобретает цену. Ценной становится та информация, обладание которой позволит ее существующему и потенциальному владельцу получить какой-либо выигрыш: материальный, политический, военный и т.д.
    С переходом на использование технических средств связи основную угрозу пред-ставляют: воздействие недостоверной информации, дезинформация, неправомерный доступ к информационным ресурсам, базам данных, системам, неправомерное вмешательство в производство информации и т.п.
    Анализируя серьезность и актуальность данной темы, можно сказать, что защита информации в процессе ее сбора, хранения и обработки приобретает исключительно важное значение. Эта проблема актуальна не только для крупных предприятий, банков и т.д., но и для внутренних подразделений учебных заведений.
    Под защитой информации в Обоянском библиотечном колледже понимается совокупность мероприятий, методов и средств, обеспечивающих решение следующих основ-ных задач: проверки целостности информации; исключения несанкционированного доступа к ресурсам ЭВМ и хранящимся в ней программам и данным; исключения несанкционированного использования хранящихся в ЭВМ программ (т.е. защиты программ от копирования).
    Казалось бы, что защищать особо нечего, но при близком рассмотрении данной проблемы все оказывается не так уж и просто. В колледже на уроках информатики студентами создано множество баз данных: «Ветераны Обоянского библиотечного колледжа», «Наши выпускники», «Кадры колледжа», «Фото студенческой жизни», и др., которые регулярно пополняются и служат дополнительным материалом для обновления сайта колледжа www.obbib.narod.ru. Планируется создание базы данных «Студенческое портфолио».
    Защита этих данных основывается не только на использовании паролей и ограничении физического доступа к аппаратуре, но и использовании антивирусных программ и других средств защиты.
    Информация, хранящаяся в компьютерах, находящихся в распоряжении колледжа, весьма разнообразна. Ее можно разделить на несколько ступеней по уровню доступности и важности. К более доступным относятся следующие виды документации: учебные планы и рабочие программы по дисциплинам, разработки уроков, которые составляются для очной и заочной форм обучения. Они необходимы не только для преподавателей, но и для студентов, так как без них учебный процесс был бы невозможен. Студентам они нужны для того, чтобы знать, какие дисциплины им предстоит сдавать на сессии, по каким дисциплинам необходимо выполнить курсовой проект, подготовиться к зачету или экзамену. Особенно это важно для студентов заочного отделения.
    В памяти ЭВМ хранятся такие документы, как различные формы и приложения для отчетов и аттестации, протоколы. Имеются в компьютерах и специально созданные базы данных с публикациями, учебно - методическими разработками преподавателей, а также выпускаемые колледжем тексты сборников по конференциям.
    К важной информации, которая должна быть защищена от несанкционированного доступа, относятся вопросы к зачету, к экзамену по данным дисциплинам, экзаменационные билеты, ответы для контрольных работ и тесты для проверки знаний, экзаменационные билеты для сдачи итогового государственного экзамена. Эта информация важна и должна быть недоступна для студентов. Нетрудно представить себе ситуацию, когда студент идет на экзамен или зачет, заранее зная все билеты: экзамен или зачет превращается в обычное домашнее задание.
    Особое место по праву занимает информационная безопасность библиотеки, т.к. она является сердцем колледжа, и, как следствие, наиболее посещаемым местом. Защите здесь подлежат такие объекты как сведения о читателях, учетная документация, электронный каталог. Некоторые базы ЭК, такие как медицинская, научно-техническая литература, создавались студентами на занятиях по дисциплине «Информационные технологии в библиотечной деятельности» в рамках учебного плана. Файлы, которые содержат всю эту информацию, шифруют, защищают с помощью пароля. Наиболее ценная информация дублируется на съемных дисках и бумажных носителях.
    Естественно, что указанные методы и средства защиты не всегда надежны, т.к. на сегодняшний день быстрыми темпами развивается не только техника (в нашем случае компьютерная), постоянно совершенствуется не только сама информация, но и методы, позволяющие эту информацию добывать. Сегодня можно утверждать, что рождается новая со-временная технология — технология защиты информации в компьютерных информационных системах и в сетях передачи данных. Эту технологию студенты Обоянского библиотечного колледжа осваивают на уроках «Основы защиты информации». Главными целями данного курса являются: формирование у студентов знаний, относящихся к основам обеспече-ния информационной безопасности; изучение законодательных, административных, программно-технических средств и методов при работе на компьютерах и в системах связи; овладение студентами умениями: профилактики, защиты программного обеспечения; обнаружения и удаления компьютерных вирусов; защиты информации в автоматизированных системах обработки данных, в глобальной сети Интернет.
    Изучение данного курса показывает, что обладание электронными ресурсами, которые становятся наибольшей ценностью информационной эры, возлагает на своих владельцев права и обязанности по контролю за их использованием. Файлы и сообщения, хранимые на дисках и пересылаемые по каналам связи, имеют иногда большую ценность, чем сами компьютеры, диски. Поэтому перспективы информационного века могут быть реализованы только в том случае, если отдельные лица, предприятия и другие подразделения, владеющие информацией конфиденциального характера, смогут соответствующим образом защитить свою собственность от всевозможных угроз, выбрать такой уровень защиты, который будет соответствовать их требованиям безопасности, основанным на анализе степени угрозы и ценности хранимой собственности.