Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Развитие творческого потенциала личности студента

    - Развитие творческого потенциала личности студента

    Романова Валентина Никифоровна
    заместитель директора по
    воспитательной работе, преподаватель
    ГОУ СПО «Амурское областное училище культуры»
    val-rom@mail.ru

    «Национальная доктрина образования Российской Федерации» декларирует обеспечение современного разностороннего развития молодежи, указывает на необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей, формирования умений и навыков ее самореализации.
    Решение этих задач требует новых подходов к процессу подготовки специалистов. В условиях современного общества роль специалиста социально-культурной сферы, руководителя творческого коллектива, закладывающего основы нравственного, духовного, творческого развития подрастающего поколения, все более возрастает. Это в свою очередь требует от педагога наличия соответствующих качеств, ибо он не только передает знания, но и развивает духовный опыт и творческое начало, воспитывает сознание личности студента. Именно поэтому представляется важным поиск новых путей и методов развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы.
    Проблема комплексного развития личности ее творческих способностей отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, Е.Н.Ильина, В.А.Сухомлинского, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании. Философы, психологи, ученые-педагоги современности в своих исследованиях обосновали необходимость и раскрыли актуальность развития творческих способностей. По данной проблеме в настоящее время имеется большое число публикаций. Ученые определяют творчество как сложный вид человеческой деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей. Как считают Н.А. Бердяев и В.И. Вернадский, творчество - одна из форм обновления мира и человек как вид не может существовать, если не будет творить, поскольку его способность к творчеству рождена потребностью поддерживать свое человеческое существование. Соответственно, отсутствие у индивида этой потребности, ее затухание ведет к деградации. В исследованиях В.И. Андреева, Л.Н. Дроздиковой, А.Ю. Козыревой, говорится, что только в творчестве и через него человек поднимается над своим природным состоянием и тем выше, чем духовнее процесс его саморазвития.
    На современном этапе перед образовательными учреждениями стоит задача обеспечить окончательный переход от школы «усвоения знаний» к школе жизни, школе мысли, школе активного действия, призванной формировать личность, всесторонне готовую к тому, чтобы непосредственно и в полном объеме включится в производительный труд и социальные отношения. Ввиду этого, уже в период обучения студента необходимо поставить в активную позицию субъекта деятельности, при которой он смог бы проявить самостоятельность, инициативность и творчество, а его учебную деятельность организовывать таким образом, чтобы она являлась средством его профессионального становления.
    Итак, нам предоставляется возможность обсудить острую и, пожалуй, «вечную» проблему – единство профессионального и нравственного становления личности будущего работника социально-культурной сферы. И, конечно, аргументировать непреходящую роль творчества в этом «единстве». Творчества не только в нашей специфике, но и творчества в жизни вообще, в стенах училища, и за пределами этих стен. Именно мотив творческой самореализации у студентов способен наиболее органично трансформироваться в нравственные побуждения, подкреплять их.

    Что такое творчество, креативность, творческая деятельность?
    Слово "творчество" имеет много значений, о которых спорят с древних времен... Из множества значений можно выделить несколько основополагающих: творить – это давать бытие, сотворять, созидать. В широком смысле слова творчество – это сознательная, целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования деятельности. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно иное, никогда ранее не бывшее./Большая советская энциклопедия/.
    В 90-х годах XX века в бизнес-сообществе замелькали слова: "креатив", "креативный". Слово "креатив" было принесено в русский язык рекламщиками как калька с английского "creative" - творчество, творческий (хотя есть и латинский термин: "creatio" - сотворение, создание).
    Казалось бы, почему не использовать привычное русское слово "творчество"?..
    Такую характеристику, как креативность сейчас часто можно встретить в профессиограммах различных специальностей. Теперь это качество желаемо не только для специалистов творческих профессий, но и для менеджеров по продажам, управленцев и консультантов. Никто точно не знает, как и в чем ее измерять, но многие уверены, что она просто необходима. Давайте попробуем в этом разобраться.
    Используя западный термин, мы интуитивно разделяем: есть долгие и многомерные обсуждения различных аспектов творчества, а есть необходимость производства идей: "на потоке" в том же рекламном агентстве: слоганы, эхо-фразы, эскизы для печатной и наружной рекламы, сценарии праздников и т.п. (Хотя, часто рекламное творчество - творчество низкого уровня и дает повод для многочисленных пародий...) Употребляя слово "креатив" мы подчеркиваем, что речь идет именно о производстве творческих идей. И кому как не нашим выпускникам, работающим в творческих коллективах, в организации различных форм досуга необходимо создавать банк творческих идей. Креативность – это способность находить оригинальные, нестандартные решения поставленных задач. Это может быть как дизайн помещения, так и проект развития компании, учреждения в условиях жесткой конкуренции. Творческую личность отличает особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Е.С.Громов и В.А.Маляко называют семь признаков креативности:
    - оригинальность;
    - эвристичность;
    - фантазию, активность;
    - концентрированность;
    - четкость;
    - чувствительность.
    Ряд ученых (В.И. Андреев, М.И. Махмутов, В.П. Ушачев) рассматривают творчество как вид человеческой деятельности, для которой характерно:
    а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
    б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности;
    в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
    г) наличие субъективных (личностных качеств-знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
    д) новизна и оригинальность процесса или результата.
    Специфику творчества, по мнению А.Т. Шумилина и М.И.Махмутова, раскрывают следующие два его признака: первый - «преобразование явлений, вещей, процессов действительности или их образов, наглядно-чувственных или мыслительных»; второй - новизна, оригинальность. Имеется в виду новизна продуктов деятельности, необычайность приемов или средств, применяемых в деятельности. Творчество оригинально в главном: «оно антипод подражанию, копированию, деятельности по шаблону, по готовому образцу, по правилу, по алгоритму». Эту особенность творчества подчеркивают и зарубежные исследователи. Например, А. Ньюэлл, Дж.С. Шоу, Г.А. Саймон определяют творчество как вид «деятельности по решению специальных задач, который характеризуется новизной, нетрадиционностью», причем имеются в виду любые психологически трудные творческие задачи практического, научного или художественного типа. Эти же ученые рассматривают в своих учениях процессуальную сторону творчества, они считают, что творческим является процесс, который соответствует одному из перечисленных условий:
    1. Продукт мыслительной деятельности должен обладать новизной и ценностью.
    2. Мыслительный процесс также отличается новизной в том смысле, что требует преобразования или отказа от ранее принятых идей.
    3. Мыслительный процесс характеризуется наличием сильной мотивации и устойчивости, протекая либо в течение значительного периода времени (постепенно или с перерывами), либо с большой интенсивностью.
    4. Проблема, поставленная первоначально, смутна и плохо определена, так что требуется ее переформулирование.
    В педагогике и психологии термин «творчество» рассматривается в контексте понятия «творческая деятельность». В.М. Бехтерев писал: «Для всякого творчества необходима та или иная степень одаренности и соответственное воспитание, созидающее навыки в работе. Последнее развивает склонность в сторону выявления природных дарований, благодаря чему в конце возникает почти непреодолимое стремление или тяга к творческой деятельности».
    В современной психологии и педагогике принято различать творческие и нетворческие виды деятельности. При этом нетворческие виды деятельности, определяемые как рутинные, репродуктивные, алгоритмические и т.п., рассматриваются чаще как подражательные, т.е., по Л.С. Выготскому и М.И. Махмутову, когда «человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений». Творческие же формы освоения деятельности, определяемые как оригинальные, продуктивные, эвристические и т.п., преимущественно рассматриваются как противостоящие подражательным, которые носят творческий характер, изменяясь от творчества низкого уровня к творчеству все более совершенному, т.е. творческий тип деятельности характеризуется тем, что он направлен на создание чего-то нового, «все равно, будет ли это созданием творческой деятельностью какой-нибудь вещи внешнего мира или неизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
    Развития у студентов творческих способностей, креативного мышления на современном этапе приобретает особую теоретическую значимость и практическую актуальность. Казалось бы, для чего уделять такое большое внимание развитию творческих способностей у студентов в учебном заведении как наше ведь решение этой задачи у нас во многом определяется содержанием образования, т.к. учебным планом предусмотрены дисциплины связанные с решением этой проблемы.
    Актуальность данной проблемы заключается в следующем: выпускник по специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», имеющий квалификацию «художественный руководитель творческого коллектива, преподаватель», у которого не развиты творческие способности, не способен развивать их у своих учеников.
    Одаренность, способности, творческие способности.
    Способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны. Как-то, смеясь, Монтень заметил, что из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные - ибо никто не жалуется на их недостаток.
    Большая часть исследователей склонялась к тому, что одаренность - интегративное (суммарное, общее) личностное свойство. Иначе говоря, если человек одарен, то он довольно часто достигает вершин одновременно в самых разных областях:
    - Леонардо да Винчи был и художником, и инженером, и выдающимся естествоиспытателем;
    - М. В. Ломоносов был не только выдающимся ученым, но и поэтом и художником;
    - А. С. Пушкин писал стихи и прозу, а кроме того, делал прекрасные иллюстрации к своим произведениям, и список этот можно продолжить.
    Для того чтобы рассмотреть проблему развития общих и специальных способностей, можно применить популярный в биологии научный прием - метод модельных систем. Как известно, природа строит свои системы по общим законам, то есть одна природная система вполне может служить моделью другой. В качестве такой модельной системы нам послужит... живое дерево!

    Развитие творческого потенциала личности студента

    Рис.1
    Корни дерева скрыты под землей - так скрыты от непосредственного наблюдения природные, генетические задатки человеческой психики. Ствол дерева, его мощь, крепость и другие характеристики зависят и от того, каковы скрытые корни, и от влияния многих внешних параметров и условий. Ствол - это в нашем случае аналог тех самых общих способностей или общей одаренности, той универсальной характеристики, от которой берут начало многочисленные "ветви" - частные проявления одаренности.
    От ствола отходят сначала крупные ветви, они становятся тоньше, делятся; тонкие ветви, в свою очередь, делятся еще и еще... Представим себе, например, ветвь "художественная одаренность". Способности к музыке, изобразительному искусству, литературе, артистические способности - это разные способности. Но при этом они имеют много общего, и это общее обычно и объединяется словами "художественная одаренность", "художественные способности". И подобно тому, как от большой ветви отходят ветви меньше и тоньше, так из "общих художественных способностей" вырастают способности "изобразительные", "музыкальные", "артистические" и др. Поэтому многие художники могут писать стихи без особых сложностей, музыканты занимаются живописью, а писатели иллюстрируют собственные произведения.
    Чем больше у человека развитых частных способностей - "ветвей", чем выше уровень развития каждой, тем пышнее, ветвистее крона нашего воображаемого дерева. Чем равномернее, гармоничнее развиты эти частные способности (ветви), тем более органичным выглядит воображаемое дерево.
    Специалисты рассматривают одаренность еще в одном аспекте - насколько она проявляется в разные периоды жизни (от младенчества до старости). Проявленную одаренность, то есть замеченную психологами, педагогами, родителями, называют "актуальной". И напротив, одаренность, которая не сразу заметна, не очевидна для окружающих, называют "потенциальной".
    Всем известны блестящие творческие достижения маленького В.-А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве И. И. Мечникова, К. Гаусса, Н. Виннера, Г. В. Лейбница, В. Гюго. Этот список можно продолжить. И, не менее часто дети, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте.
    Естественно, что в каждом случае причины, по которым одаренность оставалась незамеченной, различны. Потенциал может быть действительно не проявлен до определенного времени. А может быть, родители, педагоги и другие взрослые были невнимательны к тонким движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработала интуиция. Или, напротив, в силу непонимания они не заметили в ребенке этих выдающихся потенциальных возможностей и даже рассматривали проявления творческих способностей, интеллектуальной инициативы как негативные свойства. А наиболее ценными считали совсем другие. Всем нам по собственному опыту известно, что нередко встречаются родители, преподаватели, руководители производства, которые ценят прилежание, послушание, аккуратность выше оригинальности, смелости, независимости действий и суждений.
    При этом мировой педагогический опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, что у него есть.
    Американский учитель и психолог Е. П. Торранс. Наблюдая за своими учениками, один из первых пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта. Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.
    Е. П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей. В ходе исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического и творческого мышления / тестов креативности/.
    Согласно учению американского психолога Джозефа Рензулли одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:
    - интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
    - творческости;
    - настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
    В самом названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина "одаренность" термин "потенциал". Это свидетельство того, что данная концепция - своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей. /Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность), что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих (рис. 2).

    Развитие творческого потенциала личности студента

    Рис. 2. Элементы человеческого потенциала психолога Джозефа Рензулли (малая модель)

    Итак, одаренность - это не только интеллект, не только творческость и не только определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики.
    Попытаемся дать определение понятию «творческие способности»?
    Способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
    Творческие способности – особый вид умственных способностей, выражающихся в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в мышлении от традиционных норм и генерировать разнообразные оригинальные идеи, находить способы их практического решения.
    Каким образом мы можем развивать творческие способности у наших студентов?
    Проанализировав вышеизложенные понятия о творчестве, креативности можно сделать обобщенный вывод – это специфическая деятельность педагога и студента, отличающаяся оригинальностью, способностью действовать не по стандарту, а вопреки ему, создавая нечто новое, незнакомое, неожиданное отличающаяся нешаблонностью решения предлагаемых задач.
    При этом человек, как субъект творческой деятельности должен упорно работать. Преподаватель не создает человека. Он не рождает в нем способности любить, быть любопытным, философствовать или творить. Но педагог дает возможность, побуждает, помогает тому, что существует в зародыше стать реальным и актуальным. В силах педагога увидеть талант, поддержать его, развить, бережно направить в нужное русло.
    Современная наука утверждает, что для занятия творчеством, изобретательством очень важны – вдохновение, потребность, за¬интересованность, страсть, порыв, стремление. Но одного это¬го мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, без¬укоризненный профессионализм. Всего этого не воспол¬нить никакой одаренностью, никакими желаниями, никаким вдохновением. Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций.
    Так как уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения, необходимо включать в учебный процесс специальные развивающие средства.
    Педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей.
    Итак, мы подошли к рассмотрению необходимых педагогических условий в развитии творческих способностей (пед.условия – совокупность мер в процессе обучения, реализация которых приводит к достижению тех или иных целей обучения и развития). Педагогические условия формирования творческой личности студентов в учебно-воспитательном процессе традиционно рассматриваются в контексте организации подготовки будущих специалистов.
    Во-первых, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы студенты умели выходить за рамки образца.
    Во-вторых, сам процесс обучения направленный на овладение этим материалом, должен стимулировать развитие творческих способностей. Для этого рекомендуется использовать специально сконструированные вариативные задания, состав и структура которых ориентированы на развитие творческих способностей. Создавать действенные мотивы, подводить студентов к самостоятельной постановке задач. Необходимым условием при этом выступает обеспечение гуманного взаимодействия педагога и студентов; создание психологического контакта между всеми членами группы, включая педагога. Остановимся подробнее на мотивации.
    Мотивация. Мотив (от французского motif - "побудительная причина") - психическое явление, становящееся побуждением к деятельности.
    При решении педагогических задач важно не только то, что делает студент, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать.
    1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом.
    - Мотивация содержанием - мотивы, связанные с содержанием учения (побуждает учиться, стремиться узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений).
    - Мотивация процессом - мотивы, связанные с самим процессом учения (увлекает процесс общения с педагогом, сокурсниками в учебной деятельности, процесс учения насыщен концертными выступлениями, гастрольными поездками и др.).
    2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения.
    - Широкие социальные мотивы:
    а) общественно ценные - мотивы долга, ответственности, чести (перед обществом, учебным заведением, педагогами, родителями и др.);
    б) узколичные (престижная мотивация) - мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования.
    - Мотивы избегания неприятностей - учение на основе принуждения со стороны родителей, страха быть наказанным, нежелания оставаться в селе, отсутствие профессии и т. п.
    Каждому студенту свойственны чувство долга и ответственности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересно содержание и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи.
    Наиболее желательно с точки зрения развития творческих способностей доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.).
    Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. И деятельность мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей.
    Очень важно в учебно-воспитательной работе, на какие мотивы воспитанника ориентируются педагоги и родители, реализуя свою деятельность.
    Естественно, что интерес к содержанию может пробудить только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован на пробуждение интереса у студентов. Следует помнить, что стремление сделать процесс обучения увлекательным требует изобретательности и педагогического мастерства, а также большой подготовки и часто больших временных и материальных затрат.
    С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую творческость, как считалось ранее, а мотивацию. Поскольку, люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть, максимально реализует свой потенциал и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.
    Каждый педагог должен помнить, что если знания преподносятся студенту в готовом виде, то их усвоение носит пассивный характер и о каком-либо творчестве речи идти не может.
    Неотъемлемой частью решения творческих задач в области изучения различных видов искусства является создание ситуации успеха. Перевод учебного процесса с уровня педагогического воздействия и влияния на студента на уровень личностного воздействия формирует сотрудничество преподавателя и студента. Весь смысл такого сотрудничества в той радости, которую оно дает. Не случайно А.С. Макаренко выдвинул идею «завтрашней радости». Не случайно В.А. Сухомлинский ввел в наш педагогический лексикон «школу радости». Ситуация успеха стимулирует деятельность студента на каждом этапе (мотивационном, деятельном и оценочно-результативном) в виде комплекса психолого-педагогических ситуаций успеха. Преподавателю следует верить в студента, в перспективу его творческого развития.
    Педагог должен поставить студента в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализацию всех его творческих возможностей, полноценное общение с преподавателем и товарищами. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом один из путей интенсификации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательной трудности.
    Развитию мышления и творческой активности студентов способствует применение в обучении проблемной ситуации, возникающей в результате побуждения выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приёмом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. Работа ума – это не только создание умозаключений, но и деятельность воображения.
    Выделим условия стимуляции саморазвития (познавательной потребности), как основы развития его творческих способностей:
    - создание у студента высокой самооценки, «вкуса успеха»,уверенности в своих силах;
    - создание соответствующего психологического климата на уроках (и в семье): доброжелательных взаимоотношений, положительных эмоций;
    - соблюдение «права на ошибку»;
    - учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого студента свой «портфель» достижений);
    - переход к учету динамики успехов каждого, т.е. сравнение новых успехов с прошлыми успехами того же студента, а не сравнение друг с другом;
    - оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы, как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
    - познание явлений и законов природы и общества на уровне сущностей.
    -
    Остановимся на некоторых этапах развития творческих способностей.
    Творчество в любых своих проявлениях основано на таком познавательном процессе, как воображение.
    Воображение – это психический процесс создания образов предметов или действий путем перекомбинирования в новые сочетания имеющихся у человека знаний и опыта. Исходя из этого определения, творить – значит создавать неожиданные, но меткие образы.
    Возникающие в процессе воображения образы создаются не из ничего, а из опыта и знаний, которыми обладает человек.
    Поэтому поиск идеи обычно начинается с этапа подготовки, то есть сбора максимального количества информации о проблеме, которую необходимо решить. Человек прорабатывает, анализирует задачу, ищет схожие примеры, пробует ее решить.
    Если полностью удовлетворяющее решение не найдено быстро, то наступает этап фрустрации. В этот момент человек как будто оказывается в тупике: перебрал все варианты, но ни один не подошел. Это закономерный этап работы, так как хорошее решение сразу почти никогда не появляется. Часто этот этап сопровождается снижением настроения и усталостью. Кроме того, он служит сигналом того, что существуют внутренние барьеры, препятствующие творческому процессу, тормозящие его. Это могут быть осознаваемые и неосознанные мыслительные стереотипы и «табу», личные комплексы или иррациональные убеждения. Осознание и проработка этих препятствий приведут к ускорению и облегчению творческого процесса и повышению эмоционального фона деятельности.
    Следующий этап – инкубация. Он начинается тогда, когда субъект прекращает сознательную работу над проблемой, и эта возможность предоставляется подсознанию. Соответственно, задача «передается» от левого полушария правому. Если мотивация к нахождению решения сохраняется, то в правом полушарии продолжается активный поиск и комбинирование информации всего объема знаний и опыта, собранного человеком при жизни. Именно поэтому для успешного творческого процесса важно, чтобы оба полушария были достаточно развиты: и отвечающее за логику (левое) и за интуицию (правое). /Тест "Художник – Мыслитель"/
    Когда неосознаваемая работа мозга заканчивается, приходит инсайт, или озарение. Это кратковременный, но наиболее ярко эмоционально окрашенный этап творческого процесса, когда в область сознания «вдруг» приходит нужное решение или идея. Инсайт часто сопровождается сильными положительными эмоциями, оживлением и усилением мотивации к работе над задачей.
    Разработка – заключительный этап творческого процесса. Происходит проверка, развитие и расширение границ найденного решения.
    Иногда возникает ощущение, что решение появилось «само собой». На самом деле, на каждом этапе поиска информация перерабатывается с помощью приемов, или операций, воображения. Эти приемы хорошо известны и описаны в психологической литературе. Зная их, можно сознательно искать решения и идеи с точки зрения разных подходов, в то время как обычно человек использует лишь два – три из них.
    1. Агглютинация – это прием, заключающийся в комбинации, «склеивании» отдельных элементов или свойств, никогда не сосуществовавших в реальности. К примеру, так появились русалки и детские книжки, которые можно мять и рвать.
    2. Аналогия – это построение образа, напоминающего реально существующий объект или действие. Так были изобретены куклы и локаторы.
    3. Акцентирование (преувеличение или преуменьшение) – это заострение какого-либо признака. Например, при создании шаржей и многоруких двухголовых персонажей.
    4. Схематизация – сглаживание различий между объектами, выделение общих черт, исключение второстепенных и различающихся признаков. Так была составлена первая карта, сложен орнамент и написан портрет, передавший эмоциональное состояние лучше, чем внешнее сходство с человеком.
    5. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в сложных явлениях и воплощение этих признаков в конкретном образе или объекте. Например, портрет типичной француженки или интерьер Х1Х века.
    6. Персонификация – это одушевление предметов и явлений. Примерами могут быть как языческие боги Ярило (солнце) и Перун (гром и молния), так и Чебурашка или сказочное говорящее зеркало.
    Итак, приемы, которыми оперирует наше воображение, известны и доступны изучению. Но этим процесс поиска креативного решения не ограничивается. Уже создано множество техник развития воображения, которые успешно используются для решения творческих задач, разработки новых проектов.
    1. Техника группового одновременного генерирования большого числа идей. Каждый участник получает листок бумаги, пишет на нем три первых пришедших в голову варианта решения задачи (например, названия для мероприятия, беседы, танцевального номера и т.д.) и передает его соседу. Другой сосед передает ему листок со своими идеями. Каждый может развить их, обратить в противоположные, дополнить или написать три совершенно других предложения. Таким образом, когда все листы обойдут полный круг, вы получите число идей, равное количеству участников, возведенному в квадрат и умноженному на три. Обсуждение и оценку идей лучше проводить отсрочено, так как после проведения техники наступит закономерный этап фрустрации.
    2. Контрольная таблица Осборна. Алекс Осборн предлагает 10 пунктов, по которым можно подобрать оригинальное решение задачи.
    • Использовать иначе! (Можно ли по-другому использовать, применять это?)
    • Привести в соответствие! (На что это похоже? Есть ли аналогии?)
    • Изменить! (Какие признаки можно изменить? Цвет, форму, звучание?)
    • Увеличить! (Можно ли увеличить размер, скорость, количество?)
    • Уменьшить! (Можно ли это уменьшить? Что-нибудь убрать? Разделить? Сделать легче, светлее, тоньше?)
    • Заменить? (Какие свойства можно заменить? Иначе организовать процесс или расположение?)
    • Передвинуть! (Можно ли поменять местами отдельные фрагменты? Причину и следствие?)
    • Сделать наоборот! (Как будет выглядеть противоположная идея? А если поменять роли?)
    • Комбинировать! (Можете ли Вы совместить эту идею с другими? Разложить на отдельные элементы?)
    • Трансформировать? (Можно ли это продырявить, сжать, растянуть? Сделать твердым, жидким, прозрачным?)
    Рекомендуется найти хотя бы по одному варианту решения для каждого пункта. Возможно, в итоге получится комплексный вариант из нескольких преобразований.
    3. Анализ слов-раздражителей или техника случайных входящих сигналов. В случайном порядке выберите из словаря, газеты или заранее заготовленных карточек пять понятий. Сконцентрируйтесь по очереди на каждом из них и опишите его основные свойства, функции, признаки, смысл. Затем попробуйте каждое из них соединить с задачей, решаемой Вами. Постарайтесь найти аналогию, сходства или противопоставление. Не ищите прямых коротких путей. Правильное решение придет окольными путями и не сразу.
    4. Теорию «Разрыва» предложил рекламист Жан-Мари Дрю. Она основана на понятии о трех зонах – стереотипа, разрыва и видения. На первом этапе осуществляется диагностика существующих стереотипов относительно поставленной задачи, то есть стандартные подходы к ее решению, представления потребителей и заказчиков. На втором – разрыв, «слом» этих стереотипов. Но не изменение всех свойств на полную противоположность, а замена опровержимых деталей. На этапе видения Вы мысленно перемещаетесь в будущее и представляете, каким будет найденное решение по прошествии некоторого времени. Может оказаться, что изменить нужно намного больше, чем Вы предположили.
    Эти методы могут использоваться и как упражнения, «зарядка для воображения», для того чтобы затем в реальной рабочей ситуации быстрее и эффективнее найти оригинальные идеи.
    Несколько слов о внеурочной работе.
    Особая специфика учебы в нашем училище не позволяет разнообразить свободное время студентов различными видами творческой деятельности, поскольку в большинстве своем они тратят свой досуг на выполнение заданий педагогов к уроку и естественно, отдых.
    Но, проведенный опрос студентов выявил, что многие из них занимаются или занимались раньше, а сейчас не хватает на это времени такими видами как:
    - пишут стихи, сочиняют песни и музыку, рисуют, увлекаются фотографией, видеосъемкой, рукоделием – вязание на спицах и макраме, вышивка, бисероплетение и др. То есть, проявляют различные наклонности и могут использовать свой творческий потенциал в разных видах деятельности, необходимо только помочь им правильно использовать свои способности.
    Мне хочется обратить ваше внимание на особенности наших студентов. Существует такое понятие как особый тип личности «человек творческий». Это независимость, открытость ума, готовность поверить своим и чужим фантазиям, чувство юмора, развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. А также, это особая впечатлительность, неуравновешенность, готовность к риску, неудовлетворенность собой, напряжение, тревога, отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, склонность к депрессиям. Творческий человек с трудом входит в жизнь со¬циальной группы, хотя он и открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Помимо проблем связанных с учебной деятельностью есть еще – несчастная любовь, непонимание родителей, педагогов, друзей, материальные трудности.
    Много правды в словах известного режиссера Павла Лунгина: «Юность не время счастья, как обычно представляется людям, давно вышедшим из этого возраста. Это время катастроф, драм, глубокого отчаяния, обид… Время ситуаций, из которых можно выйти подлецом, а можно – человеком».
    Наблюдая, как студент переживает какие-то психологические трудности, каждый из нас должен проявить свое педагогическое чутье, знания и мастерство, чтобы тактично направить его к занятиям каким-либо творчеством. Причем не стоит, например, хореографа, который никак не может сочинить танец, впадает из-за этого в депрессивное состояние направлять в танцевальное творчество. Пусть он займется рисованием, вышивкой, фото, т.д., тем самым компенсируя свой душевный потенциал, и вы убедитесь, что он очень скоро вам представит то, что вы хотите от него добиться. Объяснение этому есть в научных статьях психологов, педагогов. Неслучайно все больше становятся популярным такие методы, как «Лечение творчеством», «Терапия творческим самовыражением» /- терапевтический метод лечения людей с тягостным переживанием своей неполноценности, с тревожными и депрессивными расстройствами, разработанный известным русским психиатром и психотерапевтом М. Е. Бурно/ и др.
    Необходимо вовлекать студентов в научно-исследовательскую, конструкторскую, проектную работу. Как выяснилось, многие студенты не только свободно владеют компьютерными технологиями, но и различными формами презентаций. Создание презентации это творческий процесс, требующий не только определенных знаний, но и выдумки, фантазии, художественного вкуса.
    Постоянный творческий настрой, жажда знаний, обстановка напряженного поиска способствуют воспитанию у студентов высокой культуры мышления. Они пробуждают у них подлинную сознательность и активность, стремление к проникновению в сущность вещей, а именно эти качества столь необходимы современному специалисту. Совместное художественное и научное творчество преподавателей и студентов, - самый эффективный, проверенный практикой путь развития потенциальных способностей, становления характера исследователя, художника; воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем.
    Удачи Вам в решении творческих задач и нахождении смелых решений!