что нам нужно?
Бронникова Диана Александровна,
преподаватель дисциплины «Сценическая речь»
Иркутского театрального училища
Сегодняшний театр многолик в своих проявлениях. Во второй половине 20 века театр кукол качественно стал другим, изменилась репертуарная политика театра, его эстетика, возрастной ценз его зрителей.
Рассмотрим изменения специфики на примере Иркутского театра кукол " Аистенок".
В 1975 году был выпущен спектакль " Таинственный гиппопотам", в котором впервые традиционный ширмовый театр уступил место "открытому" приему. Были использованы планшетные куклы, а артисты существовали наряду с ними в живом плане. Как и все новации, такое видение театра кукол было принято не сразу. Но с течением времени общественность стала привыкать к тому, что театр кукол имеет право на развитие. В частности этому способствовало появление других спектаклей с "открытым" приемом таких как "Приключения Дружка"(1983) и "Прыгающая принцесса"(1988).
Менялась не только форма существования актера на сцене театра кукол, но и виды кукол, используемые в постановках. В 1989 году появился спектакль "Машенька и медведь", где были впервые использованы штоковые марионетки. В связи с изменением видов кукол усложнились требования к пластическим и голосовым возможностям актеров. Если раньше сложностью актеров были: запрокинутая голова, поднятые вверх руки, то теперь наоборот: опущенная голова, изменение осанки.
Особенностью театра кукол советского времени была работа только с детской аудиторией. В годы перестройки наметилась тенденция работы с взрослыми зрителями. Первым спектаклем для взрослых стала "Божественная комедия" (1996). Теперь работа актера усложняется танцами, вокальными номерами, работой в масках и специальных сетках, закрывающих лица актеров при работе с куклой. Сила голоса, диапазон, интонационная выразительность должны быть настолько богатыми, чтобы позволить актеру выразить внутренние нюансы психологической жизни персонажа и удержать внимание зрителей не 45 - 50 минут, как раньше, а 2 часа.
Профессиональная подготовка выпускников Иркутского театрального училища отделения "Актеров театра кукол" в связи с учетом новых требований становится более объемной и сложной. В таких условиях успешная работа зависит в первую очередь от осознания студентом, что важной составной частью единого процесса является сценическая речь. Необходимо подчеркнуть, что сценическая речь не рассматривается в отрыве от других главных дисциплин - мастерства актера, танца, вокала и сценического движения. Все должно быть в комплексе и учитывать специфику профессии.
Действительно, художественная специфика и условия работы актера-кукловода существенно отличаются от условий работы драматического актера, и требует целого ряда дополнительных навыков и умений, без которых невозможна профессиональная работа в театре кукол.
Во-первых, словесно-речевой образ, созданный актером-кукловодом ни в коем случае не должен расходиться со зримым образом персонажа, который создал художник спектакля.
Во-вторых, актер-кукловод должен обладать способностью к мгновенным речевым перевоплощениям, так как в спектакле он часто исполняет несколько ролей или ведет диалог двух кукол. В этой связи необходимо, чтобы в комплекс профессиональных умений актера-кукловода входило умение пользоваться только верхним или только нижним регистром голоса, не теряя при этом интонационной выразительности.
В-третьих, известно, что положение актера за ширмой, водящего перчаточные и, в особенности, тростевые куклы, чрезвычайно неудобны для фонации (голосообразования): спина выгнута, голова откинута назад, руки подняты вверх. В непривычном режиме работает и вся дыхательная мускулатура.
Не меньшие трудности вызывают и "присогнутые" позы актеров, работающих с планшетными куклами. Это требует отработанных профессиональных речевых навыков, поэтому на групповых занятиях большое влияние уделяется физически сложным движениям в совокупности с речью.
Преподаватели сценической речи Иркутского театрального училища имеют объемный запас упражнений, который активно используют для пробуждения фантазии, а особенности куклы помогают включить творческое воображение студентов, провоцируя их звуковое сочинительство.
Сохранять и развивать у студентов искренность, непосредственность и детскость восприятия - забота театрального педагога. Театр развивается, не стоит на месте и театральная педагогика, но эти задачи должны оставаться неизменными.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.