Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Воспитание внутренней свободы на начальном этапе обучения мастерству актера

    - Воспитание внутренней свободы на начальном этапе обучения мастерству актера

    В процессе обучения любой профессии в сфере художественного образования важнейшими задачами является не просто усвоение знаний, умений и навыков, но активное развитие творческого потенциала ученика, создание для него условий, необходимых для самореализации не только в профессиональной деятельности, но и в постоянно меняющемся современном мире. Проблема художественной одаренности и развития творческих способностей постоянно требует новых подходов и нетривиальных путей её решения.
    С точки зрения психологии, перед педагогикой творчества стоят две основные задачи: пробуждение мотивов к творчеству и развитие соответствующих способностей к тому или иному виду художественной деятельности. То, что необходимо развивать способности у студентов, направленные на постижение законов профессии, понятно и все мы этим активно и методично занимаемся. А вот как же сделать так, чтобы молодые люди, пришедшие со школьной скамьи и еще сознательно не понимающие, чему они решили посвятить свою жизнь, были бы заинтересованы в тех знаниях, которые мы собираемся им давать и как сделать так, чтобы творческий интерес молодежи был активен и замотивирован не только на вступительных экзаменах, но и в дальнейшем процессе обучения?
    Всем живым существам, включая человека, свойственны инстинкты самосохранения, присуща потребность в свободе. Всякое ограничение свободы вызывает ответную реакцию – возникает активность на преодоление ограничений. Смотреть вперед и надеяться, любить и быть любимым, действовать и добиваться успеха – все эти стремления стимулируют творческую активность. Вне потребностей нет интереса, эмоции, нет пробуждающих активность желаний, а, следовательно, нет и деятельности. Осознаваемые цели направляют потребности в определенное русло и формируют мотивы. Мотив – это ставшее сознательным побуждение к действию. Таким образом, если мы хотим добиться положительных результатов в повышении мотивации студентов в постижении профессии, мы должны стремиться сделать все возможное, чтобы студент почувствовал в этом личную необходимость, чтобы желание переросло в сознательную потребность. Одной одаренности студента для этого уже недостаточно, здесь нужно приложить максимум усилий для того, чтобы рядом с ремеслом, технологией, упражнениями активно развивалась личностная сторона студента, его общие способности. Опыт практической педагогики неопровержимо свидетельствует, что если специальные способности не будут развиваться под тотальным воздействием активно развивающихся общих способностей, они выродятся в безжизненную, обескровленную технику. А в искусстве нам нужны живые, яркие, эмоционально богатые, свободные и увлеченные своим делом индивидуальности. Ренуара как-то спросили: "Что важнее в искусстве - "как" или "что"?", на что гений ответил: "Важно - КТО". И это постоянно доказывает практика - для создания целостной системы творческого организма актера необходим прочный сплав специальных способностей и общей одаренности личности.
    В педагогике творчества все чаще поднимается вопрос о важности интуитивных процессов на уровне ощущений, связанных с такими категориями, как вкус, мера, тонкость, глубина, ощущение формы, чувства целого, атмосферы и т.п., т.е. того, что нельзя просчитать, а можно лишь уловить, почувствовать. «Чем выше воспитан в ученике порог этих ощущений, тем интенсивнее будет он стремиться к подкреплению их способностями специальными» (Шведерский А.С. «Диагностика и развитие художественной одаренности»).
    С первых шагов работы с будущим актером надо одновременно с открытием сильных сторон сценических данных будущего актера, очень внимательно следить за правильным формированием личности каждого, думая о будущем актера и его возможностях роста. Необходимо будить его сердце, развивать его ум и чувства, воспитывать Художника. В процессе «академической учебы» самое главное – не потерять эту силу сердца, непосредственность, смелость творческого взлета и неотьемлемое право каждого художника на свой индивидуальный творческий почерк, одному ему присущие свойства и качества.
    Самостоятельное стремление обучаемого мы должны развивать с самого начала, направляя его на работу и неотступно следя за ней. Наша педагогическая задача, особенно на самом начальном этапе – обеспечить подготовку студентов к са¬мостоятельному творчеству в театре, так как там на это уже не будет ни условий, ни времени. Теория актерского мастерства и режиссуры, которую преподает школа, помогает сократить путь учеников к тайнам сценического искусства, но пройти его каж¬дый студент должен самостоятельно. Учебный процесс мы должны построить так, чтобы ежедневно теория поверялась практикой, рабо¬той на сценической площадке; чтобы методология осталась не в голове студента, не на языке, но во всем его теле, в его душе, чтобы стала физически ощутимой. Станиславский говорил, что «...на нашем языке познать — означает почувствовать, а почувствовать — равно¬сильно слову уметь». Школа с са¬мого начала погружает студентов в атмосферу единства прак¬тики с ее теоретическим осмыслением, но перегружать терминологией студента с первых шагов не нужно, это только мешает делу. Важно, чтобы студент сам открыл для себя все необходимые в профессии понятия, и не через «голову», а всей своей психофизикой почувствовал сущность определений и терминов.
    Пробудить творческое вдохновение будущего актера, его во¬ображение, фантазию, пробудить подсознание актера и не ме¬шать ему свободно творить на сцене в условиях публичности - вот важнейшие цели школы Станиславского, применимой к любому художественному направлению. Станиславский говорил своим ученикам: «Я ставлю на пути актера лоханки, которые должны определить этапы роли; наполняйте эти лоханки, чем хотите». Студент, воображение которого обострено, растревожено, чувства, реакции непосредственны, освобождены от насильственности и понукания, ощущения живые, непредвзятые - только такой человек способен изучать, открывать природу и тайны сценического мастерства.
    Чувство свободного ощущения себя в профессии, духовную и физическую раскрепощенность нужно тренировать и внедрять в сознание с азами актерской науки. В этом смысле очень ценно замечание режиссера В.Э.Мейерхольда по вопросам этики сотвор-чества: «Ак¬тер может импровизировать только тогда, когда он внутренне радостен. Вне атмосферы творческой радости, артистического ликования актер никогда не раскроется во всей полноте. Потому на занятиях важно, чтобы от преподавателя чаще звучало: «Хоро-шо!». Пусть это еще совсем нехорошо, но когда студент слышит ваше поощрение, то начинает рабо¬тать весело и радостно, а значит, более естественно и свободно.
    Стремиться нужно до тонкости понимать студента, доверять ему, поощрять его деятельность, опираться на способности его дарования, помогать ему, направлять его внимание, следить за его возбудимостью, вводить в рамки его творческое самочувствие, но ни в коем случае не подменять его работу своей работой. Студентам нужно предоставлять волю естественным проявлениям жизни и верить в их творческую силу. Доверие педагога дает уверенность в себе, мужество, отсутствие страха, дает способность действовать целостно, открыто и от всего сердца. А чем больше творческой инициативы у студента, тем крепче он овладевает своим будущим мастерством. Нельзя насиловать творческую волю и фантазию будущего актера. Пусть молодой человек делает ошибки. В такие моменты в начале обучения азам профессии полезно как можно чаще отмечать хорошее, хвататься за правильное, держать верное направление, не застревать на анализе ошибок. Это сродни катанию на коньках. Не делаем же мы анализ падения – как? почему? Ведь учимся кататься, а не падать! Естественный инстинкт равновесия сам все сделает и всему научит. Воспитывать в студенте, прежде всего, надо не оглядку и боязнь, а смелость и свободу. Видеть ошибки, конечно, нужно, но нельзя пугать его и перегружать новой заботой, гораздо эффективнее осторожно взяться за их исправление, а несколько позже, когда ученик будет уже достаточно подготовлен, можно будет и его научить способу работы над своими ошибками. Педагогам нужно быть чуткими и понимать, когда ученику не хватает силы для восхождения на новую ступень и только тогда брать инициативу. Множество требований сразу сковывают молодого человека, а наша первейшая задача - его раскрепощение.
    Поэтому важно в начале пути не вмешиваться в творческую природу будущего Художника, научить учеников не мешать себе «жить» на сцене по законам жизни. Непрерывно нужно тренировать для творчества на сцене непременное личное, кровное участие во всех обстоятельствах роли и пьесы, чтобы творческое переживание на сцене стало природой, родной стихией. Чтобы дать свободу творческим проявлениям студента, педагогу нужно стараться искать такие задания, темы, которые вызовут живой отклик у ученика, актуальные и современные.
    Студенту нужно привить доверие к собственной его способности свободно и без боязни импровизировать, это ему поможет и в будущем, когда придется столкнуться с чем-то новым. Поощрять следует спонтанность поведения на сценической площадке - это гарантия искреннего проявления своей природы и собственного стиля, своей уникальности, которые подразумевают честность, естественность, правдивость, отсутствие хитрости и притворства. С точки зрения психолога Маслоу, спонтанность связана «с неинструментальным поведением, отсутствием целенаправленных "стараний", специальных усилий или напряжения, отсутствием помех потоку импульсов и свободной экспрессии, "лучащейся" из глубин личности», а это есть не что иное, как процесс свободного, спонтанного и индивидуального творчества.
    Современный человек должен чувствовать себя комфортно при переменах и должен быть способен на импровизацию, поэтому эта способность пригодится не только в профессии, но и в сегодняшних жизненных ситуациях. Современные ритмы требуют необходимости жадно вбирать в себя новые знания, новые идеи, рожденные требованиями нового времени. Человеку, способному спонтанно и уверенно реагировать на изменения, будет проще в современной динамике жизни, он будет уверенно смотреть в завтрашний день, даже не зная, что произойдет, но, рассчитывая на свою способность импровизировать в ситуации, никогда ранее не возникавшей.
    Современная театральная школа должна быть распахнута для поисков и экспериментов. Путь к общей цели может быть у каждого преподавателя разным, важно, насколько этот путь результативен, как он по¬могает раскрыть потенциальные возможности художественно одаренной личности. У театрального педагога нет, да и не может быть конечной станции, так как для него изучение техники актера является всего лишь средством в процессе раскрытия творческой природы личности студента, его раскрепощения, постижения им собственной индивидуальности, что не может иметь завершения.