Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Особенности самостоятельной работы студентов по народной музыкальной культуре в средних специальных учебных заведениях

    - Особенности самостоятельной работы студентов по народной музыкальной культуре в средних специальных учебных заведениях

    Карышева М.А.,
    Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
    Иркутского музыкального колледжа,
    Иркутского областного колледжа культуры

    Студента невозможно чему-нибудь научить, если он сам не будет учиться, - а значит, не овладеет навыками самостоятельного изучения материала. Необходимым условием приобретения таких навыков является работа по развитию интеллектуального уровня, проявляющаяся в возникновении интереса к собственной учебно-познавательной деятельности. Результативность подобного процесса невозможна без жёсткой самоорганизации, в свою очередь продиктованной высокой заинтересованностью в избранной профессии, развитым самосознанием и творческим мышлением. Подобные качества личности, как правило, наблюдаются у студентов творческих профессий, в частности, будущих специалистов в области народной музыкальной культуры, поэтому самостоятельная работа для них особенно важна и актуальна.
    Самостоятельная работа студентов в средних специальных учебных заведениях регламентирована нормативной документацией. В Приложении к письму Минобразования России от 29.12.2000 № 16-52-138ин/16-13 содержатся требования Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, регламентирующие максимальный объём учебной нагрузки студента и объём внеаудиторной самостоятельной работы в целом по теоретическому обучению, по каждому циклу дисциплин и по каждой дисциплине, исходя из объёма максимальной учебной нагрузки и обязательной учебной нагрузки. В рабочих программах учебных дисциплин указывается самостоятельная работа студентов с ориентировочным распределением по разделам или темам.
    Итак, самостоятельная учебная работа – вид учебной деятельности, при котором предполагается определённый уровень самостоятельности студента во всех структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. Самостоятельная работа – средство формирования познавательных способностей, направленности на непрерывное самообразование.
    В теории и практике обучения наиболее распространена следующая классификация самостоятельной работы:
    • по дидактическим целям
    - обучающая (работа по формированию знаний и умений)
    - контролирующая;


    • по уровню самостоятельности студентов
    - самостоятельные работы по образцу, основанные на закреплении изученного,
    - реконструктивно-вариативные, требующие преобразования исходных данных,
    - частично-поисковые, в которых нужно перенести знания и умения в непривычные, нестандартные ситуации,
    - исследовательские, основанные на проверке собственных гипотез и открытии новых сведений;
    • по степени индивидуализации
    - общегрупповые (фронтальные либо вариативные),
    - дифференцированные;
    • по источнику и методу приобретения знаний
    - работа с книгой,
    - практическая работа,
    - подготовка докладов, рефератов;
    • по форме выполнения, зависящей от конкретной ситуации.


    В качестве разновидностей самостоятельной работы студентов по народной музыкальной культуре могут быть использованы следующие формы:
    1. Постановка цели работы и последующая её организация с помощью преподавателя. Например, в ходе изучения колыбельных песен, преподаватель может предложить студентам вспомнить колыбельные песни их семьи, опросить наиболее старых членов семьи – бабушек и дедушек, поставив цель найти неизвестные, либо необычные образцы данного жанра. Очень удобен для подобного задания также жанр частушки.
    2. Постановка цели работы осуществляется с помощью преподавателя, а последующая организация выполняется студентом самостоятельно. В этом случае удобно заинтересовать студентов некоей загадкой, предложить найти ответ на любопытный вопрос – почему южнорусские хороводы носили название «алилёшных», или почему «говенские» хороводы водились по квадрату?
    3. Постановка цели и организация работы производится студентом самостоятельно, но в рамках представленного преподавателем задания. Например, студентам предлагается сделать сравнительную характеристику празднования южнорусского и северорусского свадебного обрядов (общая характеристика обрядовых действ была обозначена заранее).
    4. Работа выполняется студентом по собственной инициативе; он без помощи преподавателя, сам определяет цель, задачи, самостоятельно планирует и организует свою деятельность. В педагогической практике автора был случай, когда при изучении календарных земледельческих праздников глубоко религиозный студент, желая поделиться постулатами православной религии, подготовил содержательный и эмоциональный доклад о праздновании Пасхи у древних славян и в современности. В ходе обсуждения данного выступления у группы студентов возникла идея (впоследствии реализованная!) о необходимости изучения старославянского языка для исполнения церковных гласов – настолько увлекательна и убедительна была речь студента.


    Для более качественного выполнения самостоятельной работы необходимо сформировать её структуру. Для этого нужно чётко ответить на два вопроса – что нужно сделать, и как нужно сделать. Вопрос «что?» подразумевает грамотное формулирование названия работы, определение её сути с последующей расшифровкой основных постулатов, и возможным описанием некоторых, особенно важных тем. «Как» выполнить работу? Прогнозировать ход её выполнения, выбрать методику, литературу, осознать последовательность действий и необходимые условия (в том числе просчитать временную продолжительность занятий). Здесь возникает третий, важнейший вопрос – «зачем?» В решении этой проблемы поможет выбор конкретной цели, задач и обоснование их. Следует продумать и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.
    Более успешное выполнение самостоятельной работы требует от студента выполнения нескольких практических рекомендаций – правил.
    Правило 1. Получив задание, следует разобраться в нём. Для этого:
    а) представить конечную цель, она может быть разной – например, самостоятельное изучение северорусской свадьбы может ограничиться перечислением её этапов, либо разучиванием музыкального материала (ансамблем или сольно), либо восстановлением какого-либо из обрядовых действ и т.д.;
    б) понять содержание – сколько в нём частей, требуются ли помощники;
    в) отделить главное от второстепенного – часто загруженность деталями приводит к потере важных моментов – например, чрезмерная обрядовая перегруженность свадебного и венчальных дней северорусской свадьбы может привести к нарушению единства всего цикла в целом;
    г) определить последовательность выполнения задания – сроки, место, необходимые ресурсы;
    д) проговорить задание ещё раз – не следует стесняться «лишних» вопросов – переспрашивание часто приводит к убеждению в правильности выбранных решений.
    Правило 2. Необходимо пользоваться опытом других. Он может содержаться в разных источниках, - в учебно-методической, либо художественной литературе - например, изучение Приангарской традиции требует внимательного чтения рассказа В.Распутина «Прощание с Матёрой»; или в знаниях старших коллег. При этом желательно не копировать чужой опыт, а на его основе строить свой собственный.
    Правило 3. Следует определить, что может понадобиться в работе – материальные средства, учебники, Интернет и т.д.
    Правило 4. При составлении плана работы необходимо исходить из реальных условий – рассчитать выполнение тех задач, с которыми возможно справиться.
    Правило 5. Особого внимания требует завершающий цикл работы – в результате естественной усталости и растущего напряжения возникает либо желание завершить работу быстрее, либо перенести её «на потом» - такие ощущения мешают качественному выполнению задания.
    Правило 6. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем. Для этого нужно ответить на ряд вопросов:
    а) удалось ли добиться поставленной цели и решить все поставленные задачи,
    б) есть ли удовлетворение от выполнения задания в целом,
    в) чем конкретно удовлетворён, либо неудовлетворён исполнитель работы,
    г) возникли ли новые знания, достижения в ходе выполнения работы,
    д) возникали ли трудности, и какими были пути их преодоления,
    е) какие выводы можно сделать на будущее.


    Ниже приводятся примеры некоторых заданий для самостоятельного изучения студентов по народной музыкальной культуре:

    - изучение дополнительного материала (Б.Ефименкова «Северные байки»), методических разработок по теме с целью выявления основных сюжетов колыбельных песен, их типовых черт, проведения сравнительного анализа стилистики нескольких из них;
    - опрос старших членов семьи с целью выявления местных особенностей бытования похоронного обряда, разучивание похоронного плача наизусть, выполнение сравнительной характеристики свадебного и похоронного плачей;
    - составление таблицы хореографических движений орнаментальных хороводов, изучение дополнительного материала, разучивание хороводных песен наизусть;
    - подготовка сообщений о формах бытования плясовых песен различных областей России, знакомство с кадрильными циклами Московской области (Коробочка, Метелица, Калина, Купчик – голубчик, Ах, вы сени), Новосибирской «восьмерой» по аудио и видеоматериалам;
    - составление таблицы наиболее характерных черт лирической протяжной песни с приведением конкретных примеров из лирических протяжных песен Приангарья;
    - изучение дополнительного материала по лирической песне, проведение сравнительного анализа стилистики крестьянской протяжной и городской лирической песен, разучивание наизусть двух городских романсов;
    - составление и исполнение циклов частушек, имеющих четко выраженные местные черты, обработку собственных экспедиционных материалов (для студентов, проживающих в сельской местности);
    - изучение редко встречающихся литературных былинных сюжетов, подготовку их небольших сообщений – изложений с попытками передачи импровизационного стиля, включающего былинные штампы;
    - составление схемы русских народных инструментов, с перечислением особенностей их внешнего вида, строя, исполнительского мастерства, региональной принадлежности;
    - анализ нескольких народных песен (с уточнением мелодики, ладовой характеристики, ритмики, типа многоголосия, стихосложения, формообразования, вариативности).



    Список использованной литературы:

    1. Аргунова Т.Г. Организация самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений. М., 2003
    2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Учитель, 2004
    3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Учитель, 2001
    4. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. М., 2004
    5. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М., 2007
    6. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. Спб, 2005