что нам нужно?
Олимпиада «Дорогой знаний» по общеобразовательным дисциплинам в средних профессиональных учебных заведениях сферы культуры и искусства не совсем обычная: студенты, для которых она предназначена, избрали творческое направление будущей профессиональной деятельности и чрезвычайно увлечены им; кроме того, большинство из них можно назвать одаренными личностями. Это вызывает определенные трудности в проведении такой олимпиады.
Прежде всего, отметим некоторые специфические особенности одаренности, которые в полной мере проявляются в педагогическом процессе и хорошо знакомы преподавателям средних профессиональных учебных заведений сферы культуры и искусства. Так, например, одаренные студенты обладают большой мотивацией к освоению любимой ими сферы деятельности, но при этом они могут не только не проявлять интереса к другим областям знания, а даже игнорировать “бесполезные”, с их точки зрения, учебные предметы, вступая из-за этого в конфликт с преподавателями, родителями и администрацией. Подобная избирательность познавательных интересов - одна из причин академической неуспеваемости многих одаренных учащихся, в том числе высокоодаренных. Еще одна особенность мотивационной сферы одаренных студентов, подчеркиваемая нами, связана с познавательными вопросами, которыми они буквально “засыпают” преподавателей. Количество, сложность и глубина этих познавательных вопросов намного превышают аналогичные показатели, характеризующие их сверстников, но в большинстве своем сфера интересов таких студентов касается больше профессиональной направленности, даже в общеобразовательной области.
В силу специфики, одаренным студентам легче воспринимать информацию на слух и сложнее справиться с буквенным текстом, отсюда неспособность некоторых творчески развитых личностей воспринимать электронные тексты, задания на компьютере. Кроме того, наши ученики легко решают сложные профессиональные проблемы, но часто не могут выполнить более простые или рутинные задачи.
Развитая речь и богатый словарный запас более часто проявляются только в устной речи, тогда как письменная речь скудна. Им понятна суть вещей и не интересна формально поставленная в письменных вопросах задача. Однако, в большинстве своем, они пишут стихи, прозу и могут долго философствовать на интересную им тему. Одаренности свойственна любознательность, однако легкий, но неинтересный материал не для нее, но от сложных задач, требующих долгих раздумий, они быстро устают.
Наши студенты способны к длительной интенсивной деятельности по интересующему их предмету, но не способны к выполнению операций, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны. Так, выполняя легкие самостоятельные работы – 15-минутки, студенты могут не справиться с заданием, не успеть выполнить их за этот промежуток времени, растеряться. Студенты имеют блестящее чувство юмора, находчивы, умеют манипулировать людьми, поэтому часто находят изобретательные способы избегать тех областей, в которых не сильны. Здоровое стремление к совершенству, сродни с навязчивой поглощенностью достижением идеала, может служить источником неудач и сильных переживаний одаренных студентов, поскольку он составляет непременную часть их жизненного опыта. Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей. И последним штрихом, которым мы хотим завершить портрет наших одарённых студентов, является их здоровое любопытство, нетерпимость к ограничению своей исследовательской деятельности. В них очень сильно стремление к познанию, поиску новой информации, при объяснении новой темы им некогда ее закреплять, надо идти дальше в своем познании. Кстати, именно способность задавать вопросы и видеть проблему там, где другие ничего особенного не замечают, - важнейшая характеристика одарённости.
Следующим аспектом определенных трудностей Олимпиады мы хотим отметить специфику педагогического процесса в средних профессиональных учебных заведениях сферы культуры и искусства. Так, основными предметами все студенты видят, прежде всего, профессиональные дисциплины: по хореографии, музыке, режиссуре, актерскому мастерству, библиотековедению… Именно им они посвящают все свое учебное и свободное время. Во-вторых, педагогический процесс построен таким образом, что у студентов остается очень мало времени на отдых, они учатся весь день, а вечерами, частенько продолжают подготовку по специальности – занимаются в творческих коллективах, разучивают музыкальные произведения, репетируют постановки, «разводят» композицию и постановку танца… На выполнение домашних заданий по общеобразовательным дисциплинам остается совсем мало времени.
В этих условиях среднего профессионального образования сферы культуры и искусства предметная олимпиада способствует:
повышению мотивации и интереса студентов к общеобразовательным дисциплинам;
осуществлению в игровой форме контроля обязательных результатов обучения;
выявлению студентов с повышенным уровнем интеллектуального развития и корректировке профессиональных наклонностей и способностей творческой молодежи;
развитию интеллектуальных, творческих способностей студентов в соответствующей образовательной области;
расширению сферы интересов, кругозора одаренных студентов (позволяет всесторонне их развивать).
Кроме этого, Олимпиада помогает объединить усилия в процессе формирования будущих специалистов сферы культуры и искусства преподавателей ПЦК общеобразовательных дисциплин в рамках одного учебного заведения и всех учебных заведений среднего профессионального образования сферы культуры и искусства, принимающих в ней участие, повышает престиж наших профессий и отдельного ссуза, а так же актуальна и необходима всем в плане аттестации преподавателей.
Олимпиада по математике и информатике
В Олимпиаде по математике участвовали 23 человека on-line и 9 человек в традиционной форме – всего 32 человека. Разброс баллов был от 44 (максимум) до 5 баллов. Какие вопросы представляли большую трудность сказать сложно, т.к. если разные студенты не справлялись или, напротив, решали разные задания.
Как известно всем, число ? стало общеупотребительным в математике, выражает зависимость длины окружности от диаметра и приближенно равно 3,141592653589. Первые три цифры этого числа запомнить несложно – 3,14, а для запоминания большего числа знаков существуют забавные поговорки и стихи, в которых знаки числа ? можно определить по количеству букв в каждом слове. В олимпиаде была приведена следующая фраза - «Учи и знай в числе известном за цифрой цифру, как удачу примечать» и спрашивалось: о чем она говорит и как связана с одним из волшебных чисел математики – самой известной константой? Практически все студенты справились с заданием, угадав ?, но не все привели число полностью и не сказали для чего эта фраза нужна. Лучше всех ответила Ефименко Софья (Иркутский региональный колледж педагогического образования (музыкальное отделение)).
Хочется отметить студентов из Кемерово, которые первыми предложили свой вариант решения задачи про взвешивание (есть 25 кг ягод и гиря в 1 кг, необходимо за два взвешивания отмерить 19 кг ягод. Ответом было решение, когда сначала отмеряют 13 кг ягод и 12 кг ягод +1 кг гиря, а потом 12 делят пополам по 6 кг и добавляют к 6 кг 13 кг = 19 кг, что и требуется по условию.) – 13 кг ягод они поделили на 7 кг ягод и 6 кг ягод + 1 кг гиря, а потом к 12 кг ягод добавили 7 кг. Потом к такому же решению пришли студенты Красноярского краевого колледжа культуры и искусства г.Минусинска. Некоторые студенты делили 12 кг ягод как 6 кг ягод и 5 кг ягод + 1 кг гиря, как у них это получалось, остается только гадать.
Найти середину отрезка, если нет линейки, но есть циркуль и транспортир смогли практически все участники on-line, в традиционной форме ответить на этот вопрос большинство не смогло – видно, здесь на решение непосредственно повлиял сам компьютер.
Самой трудной стала задача про бесконечные периодические десятичные дроби с периодом 9 которые составляют исключение из правила обращения смешанной периодической дроби в обыкновенную. Ответ был совсем простым - потому что получается число без периода. Справился с заданием Козлов Владислав (Иркутский музыкальный колледж им. Ф.Шопена).
Не все нашли скорость реки в задаче про прогулочное судно, которое, плывя вверх по реке, потеряло под мостом спасательный круг. Обнаружив потерю через 10 минут, судно повернуло назад и догнало спасательный круг в 1 километре от моста. Очень жаль, то некоторые студенты, все же справившись с этим заданием, неправильно написали ответ: кто-то (Минусинск) представил ответ просто в км, хотя скорость реки измеряется в км/ч, а кто-то (Новосибирск) указал скорость в м/мин (мы зачли ответ, но все же надо быть более внимательными).
Результаты студентов порадовали и показали заинтересованность студентов-гуманитариев к этой области знаний.
Олимпиадные вопросы по информатике представляли сложность иного рода. Как показывает практика, все задания разных олимпиад сводятся к программированию. Школьные учителя сетуют на это и говорят, что школьники отказываются от участия в олимпиадах по информатике как раз по этой причине, что многие школы назначают участников из-за необходимости участвовать и дети, отметившись и отсидев 5-1о минут уходят, сдав чистые листы. По нашим государственным стандартам по информатике программирование не изучают, а если изучают, то в минимальном количестве. С другой стороны, сегодняшние студенты – дети цифрового мира, не мыслят себя без компьютера, поэтому задания должны быть довольно сложными, но затрагивать сферу их интересов. Поэтому здесь рассматривались, в основном, вопросы прикладного характера. Количество участников - 31 человек.
Одним из самых противоречивых вопросов стал вопрос «Что общего может быть у мягких булок с чаем и компьютера?». Студенты искали общее по-разному: дисковод используется как подставка для чая, работа закусывается мягкими булочками, как чай с булками, компьютер притягивает и заманивает людей; они все горячие; чай с булочками – подпитка для желудка, а компьютер – для мозга, дилетанта, который плохо умеет работать на компьютере называют чайником и чайник нужен, когда пьют чай с булками. Лучше всех ответила на этот вопрос Дзебисова Зарина (Обоянский филиал ОБОУ СПО «Курский колледж культуры»). Она сказала, что «фраза-панграмма «Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю» использующая все буквы русского алфавита, применяется в системе Windows для просмотра шрифтов и настройки субпиксельного сглаживания»и заняла 1 место! А студенты Иркутского областного колледжа культуры привели еще и формулу, которая вызывает эту фразу в Word 2003 и ранее
Ни один из студентов не привел все способы закрытия документов, а их 9:
Нажав крестик в правом верхнем углу окна.
Щелкнув в строке меню «Файл» и выбрав «Закрыть».
Щелкнув по маленькой иконке в левом верхнем углу и выбрав пункт «Закрыть».
Дважды щелкнув по маленькой иконке в левом верхнем углу.
Щелкнув правой кнопкой мыши на отображении открытого окна на панели задач (в самом низу экрана) и выбрав пункт «Закрыть».
Нажав Alt, затем «ф» и затем «з».
Нажав сочетание клавиш Ctrl+ ц.
Нажав сочетание клавиш Alt + F4.
Вызвав Диспетчер Задач (тоже много способов) и нажав "Закрыть".
Большую сложность вызывали вопросы про поиск группы файлов (если * (звездочкой) обозначают любую последовательность символов произвольной длины, включая пустую последовательность, ? (вопросительным знаком) задают ровно один произвольный символ) и про поиск в Интернете (в языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» – символ «&»).
На первую часть вопроса «Как в Windows удалить файл, не помещая его в корзину и когда эта операция не нужна?» практически все студенты ответили правильно, а со второй справились единицы. Полностью ответил Пензин Антон (Иркутский региональный колледж педагогического образования (музыкальное отделение)), он отметил, что работа со съемными носителями или в файловых менеджерах не требует дополнительного нажатия клавиши Shift и тоже заработал 1-е место. Антон практически единственный, кто полно ответил на вопрос про виртуальную клавиатуру: если большинство студентов указывало, что она нужна для инвалидов или людей с ограниченными физическими способностями, то он добавил, что ею пользуются и в экстренных случаях.
Может, кому-то наши вопросы покажутся слишком простыми или неинтересными, но на наш взгляд, они помогают в практической работе, а внимательный анализ ответов, который мы кратко изложили, демонстрирует оригинальность участников, неординарность их мышления, творческий уклад их деятельности. Нам было очень интересно проверять все ответы!
К слову о других дисциплинах…
Поскольку г. Иркутск – столица Приангарья, считается воротами к Байкалу, а Байкал – гордость нашей страны, является родным городом организаторов Олимпиады, мы включили Байкал в олимпиадные задания. На вопрос – почему мы спрашиваем про Байкал, правильно ответили многие, но подчеркнуть то, что организаторы олимпиады живут на Байкале смогли единицыё здесь не справились даже иркутяне. Лучше всех ответила Ханова Айгуль (Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций):
Если именно этот, то этим вопросом можно поставить студента в тупик, а значит заставить его задуматься, проверить знания и логику студента.
Если вопрос относится к предыдущему (5 вопросу), я думаю, что Байкал находится недалеко от г. Иркутска (65-70 км). Их объединяет территория Приангарья.
Байкал считается самым уникальным озером, оно имеет тектоническое происхождение, находится в южной части Восточной Сибири. Это самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды. Возраст озера 25-35 млн. лет! Это настоящая сокровищница, музей природы, животного мира и пр.
Уникален и город Иркутск, историческое прошлое, архитектура, природа которого, считаются богатейшим наследием России. Этот город считается городом-музеем. Множество памятников истории, культуры, природы находится под охраной и представляет историко-культурный интерес.
И город, и озеро еще объединяет то, что они привлекательны для туризма.
Ну и больше всего насмешил вопрос про эндемики Байкала, так один из участников назвал в качестве эндемиков Ангарск, Шелехов, Усть-Орду – города Иркутской области, причем это – студент г. Иркутска, т.е. тот человек, который должен знать эндемиков Байкала лучше всех.
А вот по естествознанию на вопрос «В древних греческих рукописях упоминается о золоте и его разновидностях – золоте листовом, прокаленном, электроне. Что понималось в древности под названием «электрон»?» большинство участников отвечали: «янтарь»! Почему? А правильный ответ - сплавы серебра и золота, которые считались особым металлом, египтяне называли эти сплавы «асем», а греки – «электрон». Еще одним интересным, с точки зрения правильных-неправильных ответов, был вопрос про печень: почему она является «органом злости»? И большая часть студентов говорила о том, что в ней скапливается желчь, а вот о том , что именно застой желчи приводит к плохому настроению, беспокойству, озабоченности, злости не сказал практически никто!
Преподаватели, подготовившие студентов к олимпиаде, отмечали ее значимость для всех – для себя они видят олимпиаду как один из путей саморазвития и повышения квалификации, а для студентов - как самореализация, действенное средство повышения мотивации к общеобразовательным дисциплинам, соревнование между собой, между разными регионами, просто интересно! Молодые люди радуются своим победам и победам друзей, отмечают их и жалеют о проигрышах. Ну и, конечно, с нетерпением ждут новых творческих конкурсов и соревнований!
Савченко Ирина Валерьевна,
преподаватель математики и информатики, Иркутский областной колледж культуры
Комментарии к работам участников олимпиады по литературе, русскому языку и культуре речи
Здравствуйте, уважаемые участники олимпиады по литературе, русскому языку и культуре речи, студенты и преподаватели!
Спасибо всем, кто откликнулся и решил проверить свои способности в нашем мероприятии. В олимпиаде по русскому языку приняло участие 29 человек, в олимпиаде по литературе - 16 человек.
Почти все участники добросовестно и творчески отвечали на задания. Немало было интересных ответов. К сожалению, никто не набрал максимального количества баллов. Среди заданий оказались и такие, на которые ни один участник не дал правильного ответа. Нам хотелось бы прокомментировать задания и ответы участников.
По русскому языку студентам были предложены задания, разнообразные по форме и содержанию. Вопросы в основном опирались на школьную программу и содержали элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор студентов и способность кратко, точно, логично и аргументировано выразить мысль. Задания предлагались в виде тестов (предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка) и лингвистических задач (задания эвристического характера).
В задании № 1 необходимо было найти и исправить грамматические ошибки, а также указать случаи, когда допустимы несколько вариантов. Так в ответах участников наблюдался разнобой, ниже мы приводим правильные ответы.
зелёный Сочи
далекое Осло (правильно далёкий Осло)
красивый колибри (допустимо красивая колибри)
большая зала (устаревшая форма)
тяжёлая кирпичина
пара носок (правильно носков)
знакомая ветеринар (правильно знакомый ветеринар)
трудный эсперанто (допустимо трудное эсперанто)
старая леди
круглый сирота (допустимо круглая сирота)
К большому нашему сожалению, у многих участников вызвало затруднение склонение числительного. Не все смогли правильно просклонять число 265 598 127. За допущенные ошибки в склонении снижались баллы.
Все справились с заданием № 3, где надо было найти в тексте слово, значение которого изменилось в наши дни, и указать, как именно изменилось его значение. Однако хочется обратить внимание, что не все полно ответили на этот вопрос, например, указали значение слова в тексте, но не указали, как оно изменилось в наши дни (напоминаем, речь идёт о слове «пришельцы»).
Четвёртое задание состояло в проверке знаний школьного курса. Надо было указать, на каком принципе русской орфографии основано написание слов рожь, тушь, плачь, режьте, беречь, печь. К сожалению, этот вопрос вызвал затруднение.А ответ следующий: написание вышеприведённых слов основывается на традиционном принципе русской орфографии (Современный русский язык : учебник для вузов / под ред. П.А. Леканта. – М. : Дрофа, 2002. С. 161).
На задание № 5 (С помощью каких средств создается языковой каламбур в известной поэтической строчке Души прекрасные порывы) ответили правильно немногие, потому что, видимо, не все увидели в этой строчке каламбур. Одна из участниц даже написала нам следующее (орфография автора сохранена): «При всем своем уважении к администрации, я вам скажу, что не вижу в этой строчке каких бы-то ни было каламбуров. Неужели порывы души не могут быть прекрасными? Здесь нет такого смысла повторения, как в каламбурах, нет тавтологии. Следовательно, в этой строчке нет и не может быть каламбура. Это вопрос без ответа, поскольку ответа на него просто не существует». Однако ответ на это задание всё-таки существует: «Души - может восприниматься как существительное (порывы чего?) или как глагол в повелительном наклонении (порывы что делай?), подобные слова, совпадающие в звучании в отдельных формах, называются омоформами». Так правильно и наиболее полно ответила Дзебисова Зарина.
В задании № 6 никто из участников не смог правильно определить часть речи в предложении Мне тепло. Слово тепло в данном предложении является словом категории состояния.
На задание № 7 (Укажите основание, на котором данные пары слов объединены в один ряд. Продолжите ряд своими примерами. Душевная встреча – душевая кабина; печень человека – блюдо из печёнки; опустить ведро в колодец – упустить время…) чётко и правильно ответила Пыжьянова Анастасия, и её ответ может служить образцом: «Это слова-паронимы. Примеры: командированный - командировочный; Швеция - Швейцария; туристский - туристический; адресат - адресант; демографический – демократический».
С заданием № 8 справились очень немногие. Отметим ответ Король Галины: «В этих словах часто допускают неверное ударение, поэтому учитель порекомендовал заучить стихи Пушкина, так как в них нельзя поставить неверное ударение, потому что нарушится ритм: партер, избаловать, досуг».
На задание № 9 ни один из участников не смог дать правильный ответ в полном объёме. Поэтому мы приводим полностью задание и ответ.
Ученики разбирали предложение «Девушка с цветами вошла в класс». Они легко нашли подлежащее и сказуемое, но когда очередь дошла до слов с цветами, то голоса ребят разделились. Почему? Дайте аргументированный ответ, какую синтаксическую роль играет это словосочетание в предложении и от чего эта роль может зависеть.
Ответ:
Всё зависит от того, с какой интонацией будет прочитано это предложение: если паузу сделать после слов «с цветами», то определение (девушка какая? с цветами) если паузу сделать после словосочетания, то дополнение (девушка с чем? с цветами) (Тайны родного языка / под ред. З.А. Потиха. – Волгоград, 1969. С. 286).
В задании № 10 (Объясните, почему не употребляются названия жителей в форме женского рода от названий населённых пунктов Мичурин, Кривой Рог, Алексеевка?) участники, неожиданно для нас, смогли проявить свои творческие способности. Чтобы ответить на этот вопрос, студенты попробовали образовать названия жителей, проживающих в указанных населённых пунктах, и вот что у них получилось: «криворожка", «кривороговец», «кривороженка", «криворожица», «алексеевца». Как верно заметил один из участников: «Эти слова вызывают смех у нормальных людей». Нам понравилось, как очень ёмко и кратко ответил Москаленко Дмитрий: «Потому что "Мичуринка" - это сорт яблок, "криворожка" - звучит глупо, "Алексеевка" - вызовет путаницу с самим названием населенного пункта». Поясним только, что в первом и третьем случае форма женского рода не образуется из-за омонимов, а во втором – из-за неблагозвучия. Также студенты указали описательный путь названия жительниц: жительницы Мичурина, Кривого Рога, Алексеевки.
Задания олимпиады по литературе были посвящены творчеству поэтов и искусству стихосложения, так как Олимпиада приурочена к юбилею М.В. Ломоносова, который в русской литературе оставил яркий след прежде всего как талантливый поэт.
С первым заданием (определить стихотворный размер) справились все призёры.
Второе задание тоже не вызвало особых трудностей. Почти все верно справились с первой частью: указали авторов и названия их произведений, которые цитирует Д. Пригов. Однако лишь немногие указали цитируемые поэтические строчки С. Есенина и А.Пушкина, и правильный ответ должен был выглядеть так:
(С. Есенин, «Собаке Качалова», «Дай, Джим, на счастье лапу мне»)
(А. Пушкин, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой»)
(А. Пушкин, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь»)
(А. Пушкин, «Евгений Онегин». Глава 4. «Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей…»)
Вопрос четвёртого задания звучал так. «Довольно часто авторы подписывают свои произведения буквами латинского алфавита X, Y и Z. Объясните, почему именно эти буквы используются в качестве подписи?»
Приводим самый интересный и полный ответ Романа Мустафина: «На мой взгляд, авторы подписывают свои произведения буквами латинского алфавита для того, чтобы сохранит некую таинственность (да и в математике переменными Х, У, Z часто обозначают неизвестные элементы выражений). Так и авторы, желая, чтобы их произведения оценили по достоинству, объективно, а не по известной фамилии, подписывали произведения буквами латинского алфавита. Эти буквы сохраняли таинственность и анонимность автора. К тому же, не всегда можно было писать то, что хочешь, о чем думаешь. Именно поэтому многие авторы, боясь репрессий и гонений, из –за написанной ими правды, решали сохранить анонимность, подписываясь лишь буквами латинского алфавита. Буквы Х, У, Z усиливают эффект таинственности».
Наряду с таким сообщением, весьма прискорбно было получить вот такие ответы (орфография авторов сохранена):
«Эти буквы называют инкогнитами, поэтому авторы, желающие скрыть своё имя, используют их в качестве псевдонима».
«Потомучто цыфры латинского Алфавита обозначают в математических уравнениях обозночают неизвесность».
Напоминаем, что за орфографические ошибки снимаются баллы, даже если ответ правильный.
Ни один из участников не ответил правильно на задание № 5, которое звучало так: «Найдите фонетическую особенность стихотворения Г.Державина «Кузнечик». С чем она связана?» Вариантов ответов участниками было предложено много, но правильный ответ такой: в стихотворении отсутствует звук Р, так как Державин считал его неблагозвучным. Мы намеренно не указываем источник, откуда мы почерпнули информацию для нашего задания, попробуйте найти его самостоятельно на просторах Интернета!
Шестое задание было связано с определением тропов. Пожалуй, только гипербола и сравнение не вызвали у участников никаких сомнений. Приводим правильные ответы:
Метафора – «Плывут узоры туч прозрачною фатою»
Метонимия – «Ты сам, бездушный Рим, пал жертвой силы дикой»
Синекдоха – «И красный верх папахи вдаль промчался»
Антитеза – «Сегодня бог, а завтра прах»
Гипербола – «Гремит, приковано к ногам, ядро земного шара»
Перифраза – «Сын севера»
Аллегория – «По-прежнему для нас Амур крылатый реет»
Олицетворение – «Звезды закрыли ресницы»
Эпитет – «Лицо щемяще человечье»
Сравнение – «Я мчусь в мечтах, как будто дух больной»
Несомненно, самым сложным оказалось последнее задание – анализ стихотворного текста. Анализ лирического текста – проблема сложная, поэтому чтобы облегчить выполнение задания, нами была предложена схема анализа стихотворения. Это задание оценивалось особо. К сожалению, приходится констатировать, что мало кому удалось уловить идею стихотворения, поэтому мы остановимся именно на этой части задания, ведь идея – это «скелет» любого художественного произведения, и воплощению идеи подчинён весь комплекс художественных средств.
На наш взгляд, наиболее полно удалось выразить идею стихотворения Симоновой Анастасии, которой было отдано 1 место: «Во всех трёх частях используются художественные элементы, помогающие более выразительно передать идеи автора. Мне понравилось сравнение заката с надтреснутой дыней, которая подчеркивает мысль надвигающегося разрушения Мира. Вообще, картина созданная Гумилевым, напоминает картины сюрреалистов. Природа разделена на несогласованные части, напоминающие геометрические фигуры – происходит разрушение гармоничности Мира. Виновен в этом человек, ожесточенный и рвущийся, спешащий и подталкивающий время, теряющий смысл в своем существовании. Единственное, что может вернуть гармонию вселенскому движению – «окрыленные стихи», поэзия – творчество. Поэтому к концу стихотворения изменяется и характер эпитетов: «грузен», «не крылат», «надтреснутый», «катящиеся», «медленные», «кудрявые», «окрыленные».
Итак, наша олимпиада состоялась. Поздравляем победителей! Но и проигравших здесь нет. Мы очень надеемся, что все участники открыли для себя что-то новое в мире русского языка и литературы. А мы в свою очередь получили огромное удовольствие от виртуального общения с вами. Для нас очень важно услышать ваше мнение, присылайте ваши отзывы и замечания, мы обязательно учтём их в дальнейшем.
А на прощание позвольте участникам дать несколько советов:
Внимательно читайте вопрос! Зачастую именно там кроется ключ к ответу.
Старайтесь дать как можно более полный ответ!
Ваше собственное мнение для нас дороже сотни чужих мыслей и идей!
Коршунова Ольга Валерьевна
преподаватель русского языка и литературы
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.